• 1774 В Москву в железной клетке доставлен Емельян ПУГАЧЕВ.
  • 1812 Разгром русскими французского арьергарда маршала М. Нея под Красным во время Отечественной войны 1812.
  • 1815 Первый рейс первого русского парохода "Елизавета" из Петербурга в Кронштадт и обратно. Корабль был построен английским механиком Чарльзом БЕРДОМ, который в 1786 году прибыл в Россию и поступил на русскую службу. Корабль был деревянной конструкции, снабжен паровой машиной мощностью 4 л. с. и бортовыми гребными колесами. Весь путь корабль преодолел за восемь с половиной часов. Чтобы испытать скорость парохода, командир Кронштадтского порта приказал состязаться с ним своему лучшему гребному катеру. Когда гребцы действовали в полную силу, они даже обгоняли пароход и могли на ходу приставать к судну.
  • 1875 Владимир Александрович РУСАНОВ (1875, Орел - неизв. 1913), исследователь Арктики. Он рано остался без отца, из гимназии и реального училища был исключен за неуспеваемость, юношей вступил в подпольный кружок, вошедший вскоре в социал-демократический "Рабочий Союз", среди руководителей которого был Дмитрий УЛЬЯНОВ. За революционную деятельность его дважды арестовывают, а в 1901 на два года высылают в город Усть-Усольск Вологодской губернии. За эти годы он все же успевает ни шатко ни валко окончить семинарию и поступить вольнослушателем на естественный факультет Киевского университета. В тюрьме он читает книгу Ф. НАНСЕНА "Среди льдов и во мраке полярной ночи", а в ссылке собирает материал для будущей монографии "Зыряне" о быте, нравах и экономике народа коми. Так как после ссылки ему не было разрешено жить ни в одном из крупных городов, Русанов добивается права выехать за границу для продолжения образования. Он становится студентом Сорбонны, специализируется на геологии и получает право на защиту докторской диссертации.
    Объектом своих исследований он выбирает Новую Землю, в чем получает неожиданную поддержку местных властей, обеспокоенных безнаказанным хозяйничанием там норвежцев. В ходе четырех экспедиций он на судах экспедиции совершает полный обход всей Новой Земли, впервые посуху пересекает ее, проводит геологические, географические, гидрологические исследования, принесшие ему славу мореплавателя, геолога и исследователя. Увлеченный идеей большой экспедиции на Шпицберген, он забрасывает свою диссертацию и разрабатывает новые планы. В июле 1912 года небольшое зверобойное судно "Геркулес" с 14 участниками экспедиции отправляется в путь. По заданию правительства Русанов должен был исследовать месторождения угля на Шпицбергене, чтобы закрепить за Россией право на их разработку. Эта программа была полностью выполнена. В августе от него получают последнюю телеграмму, в которой говорится, что он окружен льдами, направляется на восток, запасов на борту на год. Все свидетельствует о том, что экспедиция Русанова собиралась "пройти Сибирским морем из Атлантичеcкого в Тихий океан". Дальнейшая ее судьба неизвестна. Поиски, проведенные в 1914 и 1915 годах, ничего не дали. Только в 30-40-е годы прошлого века на островах Карского моря и Северной Земле были обнаружены следы пребывания пропавшей экспедиции.
    Вениамин Каверин "Два капитана" - это о нем?
  • 1881 Получение А.Ф. Можайским первой в России "привилегии" на изобретённый им "воздухолетательный снаряд" (самолёт).
  • 1917 Принятие СНК Декларации прав народов России.
  • 1919 Михаил Осипович ДОЛИВО-ДОБРОВОЛЬСКИЙ (2.1.1862, Санкт-Петербург - 1919, Гейдельберг, Германия), физик и электротехник, дважды менявший наше представление о технике передачи электрического тока на большие расстояния.
    Он родился в петербургском пригороде Гатчине, страдал врожденным пороком сердца, почему и прожил немного. Был период, когда его имя в СССР вообще не упоминалось. Отец был полковником лейб-гвардии Гатчинского (Егерского) полка, его хорошо знал император АЛЕКСАНДР II, и, говорят, царь стал крестным его первенца. Его братья стали морскими офицерами, младшего Бориса в 1937 году расстреляли как врага народа. Сам же Михаил мечтал стать химиком, в 1878 году поступил в Рижский политехникум, но три года спустя был отчислен за участие в политических выступлениях без права продолжить учебу в России. С той поры его жизнь была связана с Германией. Там увлекся электротехникой, начал работать конструктором в компании Эдисона, а в 1909 году стал директором возникшей на базе ее германских заводов знаменитой фирмы AEG, потребителям более известной торговой маркой Electrolux.
    Когда Михаил начинал свою деятельность, главными препятствиями для широкого применения электричества были низкий коэффициент полезного действия существовавших электродвигателей и казавшаяся неразрешимой проблема передачи электроэнергии на большие расстояния. Доливо-Добровольскому удалось пройти там, где останавливались самые лучшие умы, например, Никола ТЕСЛА, посчитавший бесперспективным использование трехфазных токов. КПД созданных Доливо-Добровольским двигателей превысил 90 %, а вместо господствовавших до того линий передач постоянного тока он предложил свою трехфазную систему, для которой создал двигатели, трансформаторы, фазометры и многие другие устройства, придумал схемы соединения электродвигателей- звездой и треугольником. Первую в мире линию передачи трехфазного тока он построил для Всемирной выставки 1891 года во Франкфурте-на-Майне. Успешная демонстрация передачи электроэнергии на расстояние 170 км с КПД 75 % стала настоящим триумфом изобретателя, а его система была принята во всем мире. Доливо-Добровольским была обоснована и принятая в Европе частота промышленного того в 50 Гц.
    Хотя вся его деятельность проходила в Германии, Михаил Осипович сохранял российское подданство, а потому, когда началась 1-я мировая война, вынужденно переехал в Швейцарию. Здесь он занялся расчетами передачи электроэнергии на сверхдальние расстояния - и вновь пришел к неожиданным результатам. Оказалось, что прежняя схема годится для передачи электроэнергии на расстояние в несколько сотен километров, если же счет пойдет на тысячи то потери резко возрастут. Но выход есть: надо использовать постоянный ток! Эти расчеты блестяще подтвердились, когда полвека спустя на родине ученого стали осваивать сибирские реки и передавать энергию построенных ГЭС в европейскую часть страны.
  • 1922 Декрет ВЦИК об объединении Дальневосточной республики с РСФСР. Максим Максимович Исаев перехал с остатками Белой Армии в Китай и ждет указаний Центра.
  • 1930 В "Правде" опубликована статья М. ГОРЬКОГО "Если враг не сдается - его уничтожают".
  • 1933 Пуск первой доменной печи Запорожского металлургического завода.
  • 1934 Первая в СССР телепередача со звуковым сопровождением.
  • 1937 Глеб Иванович БОКИЙ (партийные псевдонимы Кузьма, Дядя, Максим Иванович) (3.7.1879, Тифлис - 1937), старый большевик, чекист, руководивший Специальным (шифровальным) отделом ОГПУ. На Соловки заключенных возил пароход, названный его именем. В 1937 году Бокий сам был репрессирован, в 1956 реабилитирован. См. роман Ю. Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата".
  • 1941 Войска Красной Армии вели бои с противником на всех фронтах.
  • 1942 Наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.
  • 1943 На Коростенском направлении наши войска овладели районным центром Киевской области Каганович (Хабное), районным центром Житомирской области Базар, а также заняли более 40 других населенных пунктов. В районе западнее Фастова и юго-восточнее Житомира наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника.
  • 1944 В Венгрии наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Ясберень, а также заняли более 50 других населенных пунктов.
  • 1944 Начало депортации турок-месхетинцев из районов, прилегающих к границе с Турцией.
  • 1955 Пущена первая очередь Ленинградского метрополитена.
  • 1969 Один из крупнейших митингов против войны во Вьетнаме в Вашингтоне. Выступление на нем Арло Гатри.
  • 1971 Рудольф Иванович АБЕЛЬ /Вильям Генрихович ФИШЕР/ (11.7.1903 - 1971), разведчик-нелегал, Герой Советского Союза. Он назвался полковником Абелем при аресте в 1957 году в память своего друга латыша-чекиста, чтобы дать знать о провале. В 1962 году Абеля обменяли на сбитого летчика-шпиона ПАУЭРСА. Под новым именем он стал известен, после выхода на экран фильма "Мертвый сезон" зрители увидели и его лицо, а настоящее имя было раскрыто только в начале 90-х годов.
  • 1988 С космодрома Байконур осуществлен первый запуск советского космического челнока, названного "Бураном". Работа над этим проектом началась в 1976 году. Была создана специальная ракета-носитель "Энергия", а "Буран" создавал коллектив во главе с академиком Глебом ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИМ. Челнок (длина - 36,4 м, высота - 16,5 м, размах крыла - 23,9 м) позволял разместить в своей кабине до 4 членов экипажа и 6 пассажиров, вывести на орбиту до 30 и вернуть на Землю до 20 т груза. Первый полет носил испытательный характер и выполнялся без экипажа. По его завершении "Буран первым из космических аппаратов такого класса совершил посадку в автоматическом режиме. Весь полет длился 206 минут.
    Предназначавшийся для выполнения как прикладных, так и военных задач, корабль был рассчитан на 100 полетов, но первый стал для него и последним. Уже рушился Советский Союз, катастрофически сократилось финансирование космической отрасли, почему уже российские власти в 1992 году приняли решение закрыть программу развития космических кораблей многоразового использования. Трагичной оказалась судьба и большинства первых пилотов, которых готовили для полетов на "Буране": кто погиб, кто преждевременно скончался.
    Советские боевые космические комплексы на базе "Бурана".
  • 1991 Президент РСФСР Борис ЕЛЬЦИН подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике. Сформированное новое правительство президент возглавил лично. В "кабинет реформ" вошли Г.Э. БУРБУЛИС, Е.Т. ГАЙДАР, А.Н. ШОХИН, А.В. КОЗЫРЕВ, М.Н. ПОЛТОРАНИН, А.Б. ЧУБАЙС, В.Н. ХЛЫСТУН, Э.А. ПАМФИЛОВА, В.Б. БУЛГАК и С.К. ШОЙГУ.