8 Марта
«Уже в древнем Риме
существовал женский день, который отмечали матроны. В этот день матроны -
свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки,
были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. И кроме этого,
хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие
одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини
Весты - хранительницы домашнего очага.
Инициатором празднования
Международного женского дня была Клара Цеткин. Самое первое историческое
событие, пришедшееся на этот день и связанное с попыткой женщин заявить о своих
правах, - марш протеста нью-йоркских текстильщиц 8 марта 1857 года. Повод, увы,
довольно банальный: низкие заработки и плохие условия труда.
Во второй раз, полвека
спустя, об этой дате вспомнили активистки нью-йоркской социал-демократической
организации, собравшие 8 марта 1908 года митинг в защиту прав женщин.
В 1909 году
Социалистическая партия Америки провозгласила Национальным женским днем
последнее воскресенье февраля.
В 1910 году на Второй международной конференции женщин-социалисток в
Копенгагене Клара Цеткин выступила с инициативой ежегодного проведения
Международного женского дня, конкретная дата не предлагалась и не обсуждалась.
Впервые «международный»
женский день отмечался в 1911 году в четырех странах - Австрии, Германии, Дании
и Швейцарии - в разные дни. В 1912 году женский день отмечался все тем же
«узким кругом» стран и снова в разные дни.
В 1913 году женский день
был впервые отмечен в России (точнее - в отдельно взятом городе Санкт-Петербурге). Дату его проведения, равно как и фамилии
организаторов, не удалось отыскать даже в советских источниках, хотя именно
советские идеологи на протяжении нескольких десятилетий всячески развивали миф
о «международности» женского дня.
И только в 1914 году - в
первый и последний раз! - женский день отмечался 8 марта одновременно в шести
странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии.
Начавшаяся Первая мировая война заставила Европу надолго забыть о
каких-либо праздниках. Но после прихода к власти в России большевиков о
Международном женском дне снова вспомнили и придали ему официальный статус. По
общему убеждению историков и политологов, комиссары использовали наработки
европейских социалисток для идеологической борьбы против православной церкви.
Восьмое Марта призвано
было отвратить советских людей от религиозных праздников: масленицы,
приходящейся примерно на то же время; и Дня жен-мироносиц, отмечаемого в третье
воскресенье после Пасхи и считающегося православным Женским днем.
В 1975 году советским
идеологам, наконец, удалось осуществить свою давнюю мечту: поскольку этот год
был объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом женщины», то
и 8 Марта с подачи делегации СССР по решению той же ООН получило-таки
официальный статус «Международного женского дня».
Впрочем, это мало что
изменило: кроме бывших республик СССР 8 Марта по-прежнему не празднует никто в
мире. В Эстонии, Латвии, Литве. Грузии и Армении Международный женский День
официально отменен. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и
Красоты.
Хотя, справедливости ради
стоит добавить, что 8 марта все-таки вспоминают и за пределами России.
Например, в большинстве европейских стран в этот день, среди прочего, в
новостях проскакивает информация о том, что сегодня Международный женский день.
Однако это, как правило, просто констатируется, а не отмечается, как событие.»
В России поклонение женщине в этот день, воспитанное в
советское время, имеет поистине ритуальный и благотворный смысл.
Как тут ни воскликнуть в
патриотическом экстазе, вслед за большим поклонником женской красоты поэтом-дипломатом
Ф.Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!
И всем «любящим русский
народ» надо крепко подумать, как освободить женщину от кривлянья на эстраде, от
тяги к подиуму, от панельного бизнеса, от опеки «папиков»…
Как вернуть их – красивых и предприимчивых – в лоно нормальной семьи. Чтобы не
только иностранцы, но и русские могли по-прежнему восхищенно слагать вслед
за Н.А.Некрасовым:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!