Средства массовой информации уже весьма подробно сообщили о
третьем подряд неудачном испытании новой баллистической ракеты для
подводных лодок (БРПЛ) «Булава». Наиболее емко на этот счет
высказался эксперт НВО В.Мясников. По его информации, министерство
обороны, Федеральное космическое агентство и представители ВПК
замалчивают итоги последнего по времени испытательного пуска
«Булавы».
Как известно, пишет Мясников, удачные старты у нас не скрывают, о
них министр обороны, преемник Сергей Иванов лично докладывает
президенту. Однако в ноябре Иванов своим приказом запретил
распространять всякую информацию о «Булаве» и распорядился уволить
троих офицеров, которые сообщили СМИ правду о неудачных испытаниях
ракеты 7 сентября и 25 октября 2006 года.
Однако анонимные источники Мясникова из министерства обороны уже
рассказали ему о третьей подряд неудаче с «Булавой». По этим данным,
24 декабря с борта атомной подводной лодки с баллистическими
ракетами (ПЛАРБ) «Дмитрий Донской» был произведен испытательный
старт «Булавы» из надводного положения.
Но ракета не достигла полигона на Камчатке. Если судить по
отрывочным сведениям, как и во время двух прошлых испытаний,
«Булава» сбилась с курса через 3–4 минуты и упала в море. То есть
сбой происходит в момент отделения отработавшей первой маршевой
ступени. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о
некачественной системе управления ракеты.
Все предыдущие образцы БРПЛ, сообщает эксперт, разрабатывались в
ГРЦ им.Макеева в Миассе, а системы управления для них – в
Екатеринбурге. В 1998 году Московский институт теплотехники (МИТ)
при поддержке отдельных членов правительства (намек на правительство
Е.М.Примакова) перехватил заказ на новую БРПЛ, обещая сделать ее
быстро и дешево на основе межконтинентальной баллистической ракеты
(МБР) «Тополь-М». Предполагалось уже в 2005 году поставить ее на
вооружение. «Булавами» должны оснастить новые атомные подводные
лодки проекта 955 «Борей» – «Владимир Мономах» и «Юрий Долгорукий».
Они близки к окончательной готовности, но без ракет нет смысла
вводить их в строй. Уже понятно, что доводка «Булавы» до готовности
может затянуться надолго.
В 1996 году, заключает эксперт, было прекращено производство
жидкостных БРПЛ РСМ-54 «Синева» (американская индексация – SS-N-18),
которыми вооружены ПЛАРБ проекта 667БДРМ («Delta-4»), находящиеся в
составе флота. И хотя в 1999 году президент распорядился снова
запустить РСМ-54 в производство, средств на расконсервацию цехов из
бюджета не выделили. Сейчас речь может идти лишь о единичных новых
экземплярах «Синевы».
Комментируя ситуацию вокруг БРПЛ «Булава» действительный член
Российской академии космонавтики, политолог Антон Суриков
сказал:
«Идея передать разработку и производство «Булавы» в МИТ и на
Воткинский машиностроительный завод в Удмуртии была полностью
оправданной, я, работая тогда в аппарате правительства, полностью ее
поддержал. Ситуация со старой ракетой «Синевой», которую в Миассе в
виду общего развала могут производить лишь в единичных экземплярах,
лишь подтверждает правоту выбора в пользу МИТа.
Другое дело, приступив к разработке «Булавы», мы предусмотрели
выделение на проект достаточного объема финансирования. А этого,
после отставки правительства Евгения Максимовича Примакова,
правительствами Степашина, Путина, Касьянова и Фрадкова как раз
обеспечено не было. В итоге мы имеем то, что имеем.
Более того, в СССР, прежде чем проводить испытательные пуски с
моря, сперва делались минимум по десять-пятнадцать пусков ракет с
наземных установок. Теперь из-за отсутствия финансирования этого
нет. Едва ли не сразу ракеты пускают с лодок, что крайне опасно. По
сути, это – технический авантюризм.
Тем не менее, года через два-три «Булаву» все равно примут на
вооружение. Вопрос в том, как пойдет переоснащение морских
стратегических ядерных сил (МСЯС). Я полагаю, к началу следующего
десятилетия, когда последние советские ПЛАРБ придется вывести из
боевого состава, на воду удастся спустить не более трех ПЛАРБ
проекта 955 «Борей». К концу следующего десятилетия их будет не
более 4-5 единиц. Это – 48-60 БРПЛ, оснащенных 288-360-ю
боеголовками. Прибавим сюда немногим более 40 уже развернутых МБР
«Тополь-М» шахтного вида базирования и около 70 мобильных МБР
«Тополь-М». В сумме это составит около 115 «Тополей-М», количество
боеголовок на которых будет в диапазоне от тех же 115 до (с учетом
прекращения действия в 2009 году советско-американского договора
СНВ-1 от 1991 года) максимум 650.
Правда еще далеко не факт, что в следующие 10 лет мы произведем
70 новых МБР и 60 БРПЛ, то есть в сумме 130 ракет. Это – минимум 13
ракет в год, тогда как все последние годы мы делали по 4, максимум
по 6-7 ракет в год.
Но даже если это удастся, на стратегических ядерных ракетах
России через 10 лет будет находиться самое большее 1000 боеголовок,
а на самом деле – в полтора-два раза меньше. Плюс еще некоторое
число стратегических крылатых ракет Х-555 будет на 10-15 тяжелых
бомбардировщиках Ту-160. Это – ожидаемый уровень к тому времени
Англии и Франции, это – меньше, чем будет у Китая, и заведомо
меньше, чем у США.
С учетом легко предсказуемых проблем с функционированием системы
связи и боевого управления отечественными СЯС в условиях первого
ракетно-ядерного удара США, фактическим отсутствием у нас
космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении, а
также в виду перспективы развертывания наземного эшелона системы
противоракетной обороны США, видимо прав американский журнал
«ForeignAffairs», который в начале этого года предсказал, что через
десять лет Россия лишится способности нанести США гарантированный
неприемлемый ущерб в ответных
действиях.