Анастасия Белокурова
РАЗБОР ПОЛЁТОВ
|
"Бумажный
солдат" (Россия, 2008, режиссёр — Алексей Герман-младший, в ролях —
Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелева)
Насладиться — мёду нет.
Исцелиться — йоду нет.
Отравиться — яду нет.
Всё другое есть.
Михаил Щербаков
|
В 1961 году космодром Байконур
являлся не самым приятным местом на земле. Бараки, утопающие в
грязи. Вечный дождь. Мрак и скрежет зубовный. Молодые космонавты
бороздят раскисшую слякоть на велосипедах, где-то неподалёку что-то
флегматично жуют верблюды, а падающие с неба фрагменты космических
кораблей с искорёженными муляжами лётчиков и ранеными лайками —
обычное дело. Долетит — не долетит? Из грязи в князи? Равнодушная
казахская степь, ледяной ветер, пустой взгляд… Все надрывно кашляют
и при этом подчёркнуто религиозны.
В этих условиях тотального
невыживания осуществляется космическая программа по запуску первого
человека в горние просторы звёздного пути. "Тебя-то уж точно не
выберут!" — говорит кто-то Гагарину. Он и сам мало верит
происходящему.
И дело даже не
в романтике мифа или в высокой цели полёта. Когда в паре шагов от
тебя солдаты стреляют лагерных овчарок, оказавшихся не у дел после
событий знаменитого ХХ съезда КПСС, в домах отсутствует элементарная
ванна, а военный оркестр репетирует траурные марши, меньше всего
хочется думать о звёздах.
Грузинский врач Даниил
Михайлович Покровский (Мераб Нинидзе) готовит лётчиков к полёту.
Мается, плохо спит, предчувствует беду. И так день за днём. Живёт
странной жизнью интеллигента в кризисе среднего возраста. Ездит от
Москвы до Байконура. И обратно до Москвы. В столице у него умная,
красивая жена Нина (Чулпан Хаматова), ругающая Ленина и заодно все
космические программы вместе взятые. На Байконуре — "верный
хвостик", некрасивая, малообразованная любовница Вера в жутких
сапогах. "Привези мне книжку, как рисовать лошадь! Ты будешь
уезжать, а я каждый день буду рисовать лошадь. И мне будет казаться,
что ты рядом", — умоляет возлюбленного Вера. Даниил надевает на
голову пустой скворечник. "Всё это какие-то круги бытия!" —
комментирует он. На сверхкрупных планах переживания героев выглядят
крайне убедительно.
"И под
божественной улыбкой, уничтожаясь на лету, ты полетишь как камень
зыбкий в сияющую пустоту", — вдохновенно читает Дане Нина строчки
лермонтовского "Демона", имея в виду не столько будущих "обречённых"
героев космоса, сколько всё поколение интеллигенции, всегда чутко
реагирующее на несовершенство этого мира. А интеллигенция во главе с
Покровским собирается на даче, где пьёт водку, критикует советскую
власть, рассуждает о собственном классе и распевает песни Булата
Окуджавы. Недаром название фильма имеет непосредственное отношение к
творчеству этого автора-исполнителя: "Он переделать мир хотел, чтоб
был счастливым каждый, а сам на ниточке висел: ведь был солдат
бумажный". Этим, собственно, сказано всё. Исходя из фильма, никто не
стал счастливей от того, что Гагарин слетал в космос, а судя по
обстановке на сегодняшний день, все стало еще хуже.
Посмотрим на происходящее с
другой стороны. Отправимся в 4 октября 1957 года. Маленький Стивен
Кинг описывает самый страшный момент своего счастливого детства. В
кинотеатре городка Стратфорд, штат Коннектикут давали фантастический
фильм "Земля против летающих тарелок". Ближе к концу ленты сеанс был
прерван. Экран погас. "Мы сидели на стульях, как манекены, и
смотрели на управляющего. Мы гадали, что за катастрофа заставила его
остановить фильм в самый напряженный момент, но тут управляющий
заговорил, и дрожь в его голосе еще больше смутила нас.
— Я хочу сообщить вам, — начал
он, — что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический
сателлит. Они назвали его… "спутник".
Сообщение было встречено
абсолютным, гробовым молчанием. Русские опередили нас в космосе.
Где-то над нашими головами, триумфально попискивая, несется
электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным
занавесом. Он летел там, вверху… и они назвали его "спутником".
В фильме Германа-младшего
героиню Хаматовой крайне раздражает этот триумф воли Советского
Союза. Она сетует на то, что словом "спутник" в СССР называют теперь
что ни попадя. Например, бритвенные лезвия или велосипед. Тема
велосипедов в картине вообще крайне патологична. Вероятно, они
служат для усиления контраста между правдой жизни и мифом: не на
космических кораблях же летать советским людям!
Показательно и то, что жутко
рефлексирующий по поводу и без повода главный герой умирает, так и
не дождавшись ответа на вопрос: вернётся ли на Землю Гагарин? Для
данной истории это совершенно неважно. Важно поведать западному
миру, как на самом деле происходили советские космические
достижения. Понятно, что спустя столько лет, в эпоху краха империи,
заграничный гражданин не пугается, подобно маленькому Кингу, факту
того, что в космосе мы всегда были и остаёмся первыми. Но наградить
за "историческую справедливость" не преминули, вручив главный приз
Венецианского кинофестиваля.
Есть какая-то странная
закономерность в том, что современные режиссёры предпочитают
навязчиво рассказывать зрителю о своем видении исторического
прошлого. Словно прошлое давит на художника, мешает ему взглянуть на
себя самого в контексте царящего вокруг хаоса. Никто не способен
выдать что-нибудь внятное по поводу дней сегодняшних. "Космос, как
предчувствие" — "Райские птицы", "Бумажный солдат"… в чём смысл
этого поворота взгляда вспять, этого запоздалого диссидентского
выпада? Ведь речь идёт не только о мятущихся от собственной
беспомощности интеллигентах, которые, к сожалению, были частью
русской культуры во все времена. О которых писали и Чехов, и
Вампилов. Для Алексея Учителя, Романа Балаяна и Алексея
Германа-младшего куда более важен исторический фон: мол, такими
несчастными этих героев сделала советская власть.
Особенно жаль, что за всеми
реверансами "папиному кино" сын крупного, этически сомнительного
режиссёра, живописует безликость и бессмысленность гагаринского
подвига. "Был простой человек, стал идол! Противно!" — резюмирует в
1971 году эскиз памятника погибшему Гагарину недовольная Нина,
которая спустя 10 лет после смерти мужа живёт с его любовницей в
одном доме. Она не в курсе того, что Гагарин накануне первого полёта
писал своей жене в письме: "Когда-то ещё в детстве прочитал слова В.
П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и
буду до конца". У женщин же совсем другие проблемы. "Через год
ремонт обязательно сделаем", — говорит Нина. "Давай занавески жёлтые
повесим! Я недавно видела. На них еще лошади нарисованы", — отвечает
Вера. Вот уж действительно впору закончить словами Булата Окуджавы:
"Он был бы рад в огонь и в дым за вас погибнуть дважды, но
потешались вы над ним, ведь был солдат бумажный".
|