"Вышка" для высшего образования

картинка

Как известно, до 2010 г. все учебные заведения страны, как и замышлялось реформой образования, будут переведены в новый статус и вдобавок будут превращены в т.н. автономные учреждения. Это означает, что вузы получат право самостоятельно распоряжаться своими доходами, самостоятельно устанавливать программу обучения (но она должна соответствовать федеральным нормам), а главное — такие учреждения будут иметь разную степень государственной поддержки. Государство поделит вузы на три категории.

----------------------<cut>----------------------

Первый сорт — самые престижные в новой иерархии вузы, федеральные университеты. Их планируется оставить 16, сейчас в рамках эксперимента уже функционируют Сибирский и Южный федеральные университеты. Второй сорт учебных заведений — национальные исследовательские университеты. Их предполагается оставить 56 на всю страну. Обе эти категории будут финансироваться из бюджета. А вот третья категория — это всё остальное. Та же автономность в плане распоряжения доходами, но к ним ещё добавляется автономность… от государственного финансирования. Эта категория учебных заведений будет функционировать по широко известному принципу "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих". В итоге, на всю страну будет 72 вуза с какой-то значимой государственной поддержкой, всё остальное, образно говоря, "сольют". Как будет протекать этот процесс? Сначала вуз получит статус автономного учреждения и, по-видимому, какие-то "подъёмные" на переходный период. Возможно сохранение льготного финансирования один или два года. Но спустя некоторое время, когда всё устаканится, государство начнёт рубить концы. Халява кончилась, крутитесь как хотите. Понятно, что учебное заведение, лишённое средств к существованию, либо обанкротится, либо будет вынуждено перепрофилироваться, например, на сдачу большей части помещений под офисы. Принятый ещё в 2004 г. знаменитый Федеральный закон № 122 потворствует этому, поскольку обязательные квоты на бюджетные места им официально отменены.

Вузы предпринимают отчаянные усилия, чтобы спастись и попасть в не самую "отстойную" категорию. Но это не так-то просто. Например, до сих пор непонятна судьба Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, который в советское время являлся ведущим химическим вузом страны. Вполне возможно, что теперь этот университет лишится финансирования и попадёт в "слив". Создание экспериментального Южного федерального университета в Ростове-на-Дону было достигнуто путём слияния нескольких настоящих университетов в один крупный, лишь бы получить нужный статус. При этом слияние, естественно, не означает арифметического суммирования всех сотрудников. Ведь новому университету не нужно столько же сотрудников, сколько было во всех прежних. Поэтому сотрудников сократили. Но что характерно, ректоры, проректоры и т.п. чиновники не попали под сокращение. Этим господам были устроены тёплые местечки, придуманы новые должности. Сокращение было произведено за счёт собственно преподавательского состава и научных сотрудников, у которых, понятное дело, нет связей и блата в руководстве.

Примерно в эти же сроки власти докончат перевод вузов на двухуровневую систему обучения. Например, уже упоминавшийся РХТУ им. Д.И.Менделеева будет выпускать бакалавров, а также магистров. Правда, два факультета "Менделеевки" по-прежнему будут выпускать инженеров, исключительно в силу своего "оборонного" направления. Но все остальные факультеты будут заточены на выпуск именно бакалавров и магистров. Бакалавры, обучающиеся в течение 4 лет, по сути являются недоучками. Нахватавшись каких-то знаний по верхам, без углублённого изучения, они в лучшем случае потянут по старой системе на "незаконченное высшее". Достойное трудоустройство после бакалавриата не светит, придётся довольствоваться низкоквалифицированной работой или же доучиваться, разумеется, за деньги. Можно ещё пойти в магистратуру. Но как попасть туда и сколько денег придётся выложить? Ведь количество вакансий в магистратуре составляет треть от бакалавриата. То есть, 2/3 бакалавров гарантированно останутся за бортом.

Но и это ещё не всё. Реформа образования бьёт не только студентов, выворачивая их карманы и превращая в недоучек. Достаётся также преподавателям. Власть рассуждает: раз магистров гораздо меньше, чем бакалавров, становится ненужным прежнее количество преподавателей. И преподавателей начинают увольнять. Тем более, сокращению способствует ещё один нюанс. Как раз сейчас в вузы идёт волна абитуриентов самых тяжёлых годов рождения — начала 90-х. Рождаемость тогда по понятным причинам резко упала. Соответственно, и абитуриентов всё меньше и меньше. Этот факт используются как повод для ещё большего сокращения преподавательского состава. А оставшимся повышают норму. Если раньше 1 преподаватель приходился на 10 студентов, то сейчас эту планку повысили более чем в 2 раза. Думаете, зарплата преподавателей растёт пропорционально этой планке? Как бы не так. Одновременно с сокращением преподавателей, одновременно с увеличением их нагрузки предприимчивые чиновники начинают урезать норму финансирования на студентов. Как известно, федеральное финансирование напрямую зависит от количества обучающихся в вузе студентов; а от выделяемых на каждого студента средств, в свою очередь, зависит и зарплата преподавателя. Так вот, в прошлом учебном году та же "Менделеевка" получала в среднем 100 тыс. руб. на студента. В этом году — 75. В следующем учебном году эта норма, вероятно, будет сокращена до 50 тыс. руб.

Таким образом, и у студентов, и у преподавателей, и у многих учебных заведений в целом впереди довольно мрачные перспективы. Проворовавшаяся вузовская верхушка нередко использует тяжёлую ситуацию для набивания своих карманов, что ещё сильней ухудшает положение как учащихся, так и учителей. Выход один — совместная борьба студентов и преподавателей против губительной реформы образования. Лучше начать сегодня, пока высшее образование в стране ещё дышит, чем завтра, на его руинах.

БАТОВ Александр

Ссылки по теме:

Образование: взгляд изнутри
Четверть школьников не выдержали литературную вермишель
Дисконнект от нацпроекта
Удивительное открытие министра Фурсенко
Капитализму школы не нужны

Тэги: реформа, образование, ВУЗ, автономные учреждения

Рейтинг: ↓ −2 +20

16 комментариев

communard В доке Смерть буржуям! и на индексе / 12 марта, 10:45 / источник

Комментарии

  1. http://ava.nnm.ru/empty_ab.gif

Рейтинг: ↓0

bes255 вчера, 15:21 #

Эта страна готовится к" сдаче под ключ",т.е. на продажу! Кто-то(кажется сша) уже предлагали только за Сибирь несколько триллионов баксов-так что вся эрефия потянет не хило. Потом вся воровская знать разбежится по заграницам,а тем кто останется придется пожинать последствия этого аукциона! Вопрос только в том кто купит-Китай или пиндосы? Скорее всего будет дележ! Так что ни о каком-либо образовании или "процветании" речи нет! Все,приехали господа! Ку-ку!!!

  1. http://ava.nnm.ru/empty_ab.gif

Рейтинг: ↓0

account79 вчера, 01:56 #

Явно видны цели таких рефрм — сделать ВО ещё более недоступным для большинства населения и снизить качество ВО.
"Автономные учреждения" — значит государству они не нужны. Похоже, действительно у нас государство работает не на благо граждан а исключительно ради своей рентабельности.

  1. http://ava.nnm.ru/b2/f5/2f/b_1806147.jpg?311760

Рейтинг: ↓+5

moiomo (Виктор Алексеевич) 12 марта, 15:33 #

Образование, всего лишь небольшая, пусть и очень нужная, но небольшая часть наших проблем! Общая для всех проблема — НЕТ ЦЕЛИ ! Да, нет той глобальной цели, которая из "сообщества людей" делает НАРОД! Всем дали свою, маленькую личную цель. А некоторым и этого не досталось. А без глобальной, всеобъединяющей, цели, любая страна превращается в конгломерат государств, королевств и княжеств. Пусть даже и "дружественных друг к другу", но ... конгломерат!
А то, что сейчас происходит, это закономерный процесс "окапиталистичивания" страны. Когда капиталисты избавляются от "непроизводственных издержек" для получения максимальной прибыли. ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ! "Процесс пошел"! Неважно название строя! Важно отношения в государстве людей друг к другу. Ну и соблюдение баланса "и волки сыты, и овцы целы". То есть задача руководства страны — не дать капиталистам на 100% завладеть страной. Иначе погибель неизбежна! Увы, дураки в историю не верят! "Баланс" уже давно не в пользу людей! А руководство страны ...
Как там Пушкин метко написал-то:
"... Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец ..."

Рейтинг: ↓+4

nogylam 12 марта, 22:23 #

Да в СССР была цель и идея. А сейчас вузы уже не те СССРовские, в те чтобы поступить нужно было постараться, а сейчас бабки заплатил и уже счатай диплом в кармане. Вот и получается как в стихе.
Согласен с тобой и насчет руководства. Давно пора всех гать метлой. Может кризис людям глаза откроет.

Рейтинг: ↓−3

vvv58 13 марта, 20:38 #

Лучшие университеты мира — Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, МИТ — получается, должны функционировать согласно социалистическим принципам? Образование там должно быть бесплатным?

Рейтинг: ↓0

moiomo (Виктор Алексеевич) 13 марта, 22:25 #

Это тут причем? Полную логическую цепочку, пожалуйста!

  1. http://ava.nnm.ru/8d/2e/42/b_178374.jpg

Рейтинг: ↓+8

Konrad45 12 марта, 14:11 #

Если к перечисленному в статье добавить стремительный рост числа церквей и храмов, а так же стремление РПЦ подмять под себя систему образования — то совсем неприглядная картина вырисовывается

Рейтинг: ↓+4

tapalama 13 марта, 13:43 #

Рабу не нужно знать, рабу нужно работать! ...на благо своего хозяина...

Рейтинг: ↓0

argamak2 сегодня, 00:17 #

не надо волноваться. С церковью Россия прожила девять веков, а с вами красно..пыми за семьдесят лет развалилась. Вам каяться надо, а не уголки атеиста открывать

  1. http://ava.nnm.ru/empty_ab.gif

Рейтинг: ↓+3

ded_pendos 12 марта, 11:24 #

Дык и сейчас в каждом вузе 1-2 специ (в некоторых около 5-6) где достойно учат, на остальных просто тусят и листают бабосик. Я в этом году закончил "системы комплексы и сети" в одном весьма нормальном вузе: уже на 3м курсе до меня окончательно дошло, что "учеба ничему не учит", все что мы проходили устарело лет на 10 и более (акромя пары предметов, которые преподавались, как проходные). В итоге самообучалсяся на интуите, серфил по форумам, как говорится курил FAQ`и и читал "маны". Сейчас ИТ сотрудник в неплохой конторе, для своего возраста получаю вполне нормально (закончил со средним 3.4 балла по причине полного болтакладения на универ и покупку или халявной сдаче зачетов/экзаменов). В группе по специальности работает 4 человека из 20, еще 3е занимаются нормальной деятельностью связаной с професией "инженер".
2человека закончившие с большим балом чем у меня не знают, как узнать гипотенузу, зная 2 катета ( не говоря уже о интегралах), их оценки обусловлены ТОЛЬКР посещением.
Вы скажите нужно финансирование: Да ничерта подобного, профессорам и всем всем глубоко уже накладено на все, если бы они хотели, то давно бы подняли уровень универа. Все очень просто, что бы универ обычал-давал знания, сами преподы должны готовится к занятиям, а это переписка многих курсов каждык 3-4 года под реалии современности.
Мое мнение пусть лучше такая высшая школа сдохнет нахрен, чем будет выпускать кучу людей с ВО и уровнем знаний на уровне ПТУшника (кста я знаю пару ПТУшников котопрые в электронике смыслят больше чем люди закрнчившие схожие специ в универе). Хоть исчезнет нездоровая практика при устройстве на работу "ВО обязательно", если нет ВО, то либо ты должен быть прошаренным в достку, либо иди лесом.

Рейтинг: ↓−6

ded_pendos 12 марта, 11:38 #

Жалко тут опять нельзя править очипатки.
З.Ы. Стране не нужны не умные люде не специалисты высокого уровня, по крайней мере правительство последние 10 лет подходит к этому вопросу так- толковые все сами найдут и выучатся а все остальные будут
З.Ы.Ы. Запарили амбиции и вечный взоры назад в времена СССР, империи больше нет, нас уже меньше в 3 раза и мы уже не передовая страна (далеко) (банально японцев на их архипилаге меньше нас на 3 ляма), так что флот на распилл, армию сократить нахрен раза в 3, а ресурсы направить на развитеи энергетики (идеально создать на гарнице ряд реакторов на основе синтеза (водородных- по типу того что строится во франции) и продавать это все за рубеж — никто и никогда не будет стрелять или обежать граждан страны от станций которой запитаны ваши фабрики, заводы и техника).

Рейтинг: ↓−6

ded_pendos 12 марта, 11:51 #

Тем кто скажет, что я неадекват, предлагаю ответить на вопрос какой выход из ситуации поллой "Ж" по вашему мнению? У вас нету ответа? тогда все за клинским...

Рейтинг: ↓0

pahomo (pahomo) 12 марта, 11:49 #

Я же написала, некому начинать, если такие как ded pendos не в вузе. 20 лет назад их в очередь стояло остаться на кафедре, средний возраст был 40. Неужели кто-то думает, что преп в 70 захочет создать новый курс? Не душил бы молодежь — уже хор.

Рейтинг: ↓0

span вчера, 00:22 #

"Вы скажите нужно финансирование: Да ничерта подобного..."
Думаю, что Вы не правы. Вот статья конца 80-х — начала 90-х г. -> всего одна страница — почитайте, весьма познавательно:
http://depositfiles.com/files/00kj9px3f
http://www.rapidshare.ru/956409

  1. http://ava.nnm.ru/46/a7/83/b_3178237.jpg?169638

Рейтинг: ↓+8

pahomo (pahomo) 12 марта, 10:56 #

"Лучше начать сегодня, пока высшее образование в стране ещё дышит, чем завтра, на его руинах."
Некому начинать, средний возраст преп-й более 60 лет. Кому начинать? А ведь к такому положению именно привела эта так называемая реформа. На самом деле не реформа, а уничтожение российского образования. Заказчики все знают кто.
Преп-ль Бауманки

Рейтинг: ↓+3

def718lj (скоро альбом выходит) 12 марта, 11:39 #

Некому начинать? Это очень удобно — заставить человека поверить в своё бессилие и делать с ним, что захочется.
К сожалению, это только часть. Согласен с ded_pendos, в том, что преподаватели забивают болт на обучение, но сами учащиеся тоже плюют некисло. Нет мотивации к познанию, отсюда и большинство проблем — и некомпетентность преподавателей, и антиобразовательные реформы, и т.д.