Похоже, заявление
Дмитрия Медведева о том, что будет значительно сокращаться
количество высших учебных заведений и проводиться борьба с
неправедным получением ученых степеней руководящими работниками и
чиновниками всех рангов, как приложения к своим должностям в виде
этакого украшающего "бантика", свидетельствует о решимости
правительства принять радикальные меры в преодолении кризиса высшей
школы.
Чрезмерный рост числа
высших учебных заведений, несогласованность количества выпускников с
потребностями рынка труда, недостаточный уровень их профессиональных
знаний предопределили неизбежность модернизации высшей школы.
Деструктивные процессы начала
90-х годов сыграли свою роль в снижении качества подготовки молодых
специалистов. Резкий переход к рыночным отношениям вызвал спад
активности высшей школы. Интерес молодежи к обучению заметно угас, в
среде преподавателей воцарились оцепенение и уныние. Оплата
преподавательского труда стала ничтожной. В поисках заработка часть
преподавателей ушла в коммерческие организации и бизнес. Затем,
пытаясь сохранить завоеванные позиции и приумножить дело, они
обеспечили свое участие в выборных органах. Так в учреждениях
власти, бизнесе и политике появились люди с учеными степенями.
Реагируя на изменения "среды обитания", администраторы, чиновники и
другие функционеры, движимые чувством интеллектуальной
неполноценности, жаждут приобрести заветные ученые степени, чтобы
повысить свой статус и использовать их как средство уничижения
других остепененных "коллег". Откровенно слабые диссертации,
выполненные самостоятельно, или более качественные, но исполненные
на заказ, не приносят им ожидаемого авторитета в научных кругах.
Порождение "гигантов" административно-научной деятельности при
участии профессорско-преподавательского состава вузов привело к
девальвации ученых степеней.
Вместе с подъемом экономики и
появлением обеспеченных людей возрождается интерес к высшему
образованию. Открываются новые платные учебные заведения,
коммерческие отделения в старейших вузах страны. Только за последние
несколько лет возникло 3200 негосударственных вузов, их филиалов и
филиалов государственных вузов. В распахнутые двери хлынула волна
посредственностей.
Коммерциализация высшей школы
обусловила снисходительность в отношениях между преподавателями и
студентами. Преподаватели, долгое время пребывавшие в унизительном
материальном положении, стали более склонны к коррупционным связям
со своими подопечными. Нравственные устои с обеих сторон
размывались. В студенческую среду попадают молодые люди,
неподготовленные для обучения в вузе. Отчисление студентов по
причине неуспеваемости становится экономически невыгодно. По
признанию самого министра А.А.Фурсенко, "сегодня многие российские
вузы лишь "выдают бумажки". Зачастую речь идет о прямой покупке
диплома прямо в учебном заведении, куда студент ходит пять лет и
где, кроме диплома, ничего особого не получает. В результате
появился целый пласт выпускников вузов с ущербными профессиональными
знаниями и невысоким культурным уровнем. При этом значительная часть
выпускников не работает по специальности; в одних случаях — не видя
материального стимула, в других — из-за осознания собственной
несостоятельности и отсутствия интереса к избранной сфере
деятельности.
Между тем,
учебные заведения разного уровня и их работники продолжают пребывать
в печальном финансовом положении. Низкие заработные платы,
отсутствие средств на обновление материально-технической базы,
недоступность современных технических средств обучения. Мы тратим в
два с лишним раза меньше на подготовку студента, чем в Турции, и в
17 раз меньше, чем в США. Естественно, что государственное
финансирование вузов можно было бы пересмотреть только при ясной
программе действий по реформированию высшей школы в целом и
упразднения ряда вузов.
В 2004
г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
проверено 125 вузов и филиалов. Из них соответствовали всем
требованиям 22%, однако упразднили только один вуз и два филиала, а
у восьми вузов приостановили лицензию.
В нашей стране, что ни
направление, то приоритетное, что ни проблема — нацпроект. Но
исполнение всех проектов зависит от того, как качественно
подготовлены специалисты в учебных заведениях, призванные
реализовывать новые идеи. Неуклонный подъем уровня образования
специалистов ряда высокоиндустриальных стран (особенно в Японии) не
мог не отразиться на опережающем развитии их производственных
технологий по сравнению с отечественными.
Реформирование системы высшего
образования встречает устойчивое сопротивление. Среди основных
причин этого можно назвать консервативный характер любой
образовательной системы, обусловливаемой психологической инерцией
или сознательным сопротивлением самих преподавателей вузов, боязнью
чисто технических трудностей и интеллектуальных затрат.
Уже шесть лет потеряно на
эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в
практику приема абитуриентов в вузы. Возражения оппонентов со
стороны высшей школы сводятся к следующему: нельзя вести прием по
результатам разового тестирования; невозможность обеспечить
объективность оценок, ибо неизбежны массовые списывания, подтасовки,
фальсификация; ЕГЭ не может быть антикоррупционной мерой.
Вузы настаивают на своем
участии в отборе абитуриентов и предлагают проводить, в дополнение и
подтверждение ЕГЭ, 1-2 вступительных экзамена. В этом случае
абитуриент окажется перед коррупционными предложениями как в школе,
так и в вузе.
Применительно к
российской действительности наиболее приемлемым решением
представляется отмена вступительных экзаменов в вуз и разделение
обучения на две стадии — дистанционное (1-2 года) и традиционное
открытое.
Практика зачисления
в вуз без экзаменов ненова. В этом случае показателен опыт Германии,
где среднее образование — 13 лет, но после 4-5 классов учащихся
делят на способных в будущем учиться в университете и не способных.
Первые принимаются в гимназию, где 2-3 года (abitur) готовятся к
поступлению в вузы. Вступительных экзаменов в вузы нет, но, имея
диплом abitur, записываются на один год в университет. При должном
завершении года еще записываются на один год. Если желающих учиться
больше, чем в силах принять вуз, то приходится ждать следующего
года. В Германии обучение 90-95% студентов оплачивается из бюджета,
при этом реализуется система финансирования вуза за счет
выпускников, достигших определенного уровня заработной платы,
которые оплачивают обучение своих преемников ("система обратной
связи поколений").
Образовательные системы разных
стран движутся в направлении создания единого образовательного
пространства, создания согласованных стандартов ведения
образовательной деятельности, решая задачу гармонизации и
международной интеграции национальных систем высшего образования.
Ярким примером этого является
Болонский процесс, названный Зоной европейского высшего образования
(к которому подключилась и Россия), основная цель которого —
формирование общеевропейской системы высшего образования. В его
составе лежит Болонская декларация, подписанная министрами
образования 29 европейских стран, в которой сформированы принципы
создания Европы знаний и средства их реализации.
Одной из форм этого процесса
является транснациональное образование, к технологиям обучения
которого относятся: онлайновые, предоставляемые через Интернет,
спутники, специальные сети; дистанционные — через все возможные
средства связи; традиционные. За рубежом создаются частные
виртуальные образовательные учреждения с хорошей академической
основой. При дистанционном образовании знания, размещенные в
Интернете, перестают быть национальным достоянием и становятся
общедоступным ресурсом. Перспективность ДО определяется следующим:
гибкий график обучения; использование переходных технологий; доступ
к зарубежным источникам знаний; демократичность; постоянное
обновление программ обучения; значительное число одновременно
обучающихся; невысокая стоимость обучения; обучение независимо от
местонахождения.
Дистанционное
образование предполагает самостоятельную работу студентов, движимых
осознанием конечной цели учебы и перспективы. Студент обеспечивается
пакетом необходимой методической и научной литературы, имеет доступ
к банкам компьютерных обучающих и контролирующих программ,
видеозаписям лекций и практических занятий, проводимых лучшими
преподавателями высших учебных заведений. Изучая дисциплину,
студент, согласно своему индивидуальному учебному плану, может
продвигаться от модуля к модулю, проходя этапы текущего и
промежуточного контроля в необходимом для него ритме, темпе и
скорости подачи учебной информации, с возможностью выбора
преподавателя, консультанта и включения в учебный процесс в любое
время.
Представим себе,
возможно, спорную, но привлекательную футуристическую модель
процесса получения высшего образования в России, может быть с
элементами научной фантастики:
Высшее образование
общедоступно. Отменены вступительные экзамены в вуз. Выбор
специальности абитуриентом осуществляется в соответствии с
котировкой специалистов на интернетовской Бирже труда. Первые 1-2
года обучение дистанционное с помощью интернет-технологий. После
завершения начального курса, желающие продолжить обучение в
открытой, традиционной форме, участвуют в конкурсе. Контроль знаний
ужесточен, фиксируется аудио и видеотехникой. Не прошедшие конкурс
на вакантные места, могут продолжить учиться дальше в виртуальном
университете или ждать следующего года для участия в конкурсе.
Обучение для студентов бесплатное. Оплату за специалиста с высшим
образованием производит работодатель ежемесячно на расчетный счет
того вуза, который закончил специалист. Не исключается
диверсификация финансирования обучения. Специалист, не работающий по
специальности, оплачивает обучение самостоятельно.
Фантастическое в
представленной системе образования одно — отсутствие протекционизма
и коррупции.
Спрос на высшее
образование в мире ежегодно растет на 6% со значительным опережением
услуг транснационального образования. Экспорт образовательных услуг
в таких странах как США, Англия, Германия и Австралия составляет
существенную долю внешней торговли. Россия, в силу своих
экономических проблем, бюрократического сопротивления реформам,
отсутствия четкого представления о процессах модернизации
отечественного образования, оказалась на обочине мирового рынка
образовательных услуг. Перед страной встала угроза захвата
значительной части ее внутреннего рынка образовательных услуг
зарубежными виртуальными университетами.
Финансовые потери от этого
могут стать больше, чем затраты на реформирование всей системы
высшего образования.
Отечественная высшая школа
обладает достаточным научным потенциалом и квалифицированными
педагогическими кадрами, чтобы обеспечить положительный результат
реформ. Но реформирование высшей школы — процесс не эволюционный, а
революционный, и последнее слово остается за теми, кто принимает
решение.
2008-01-30 14:19 Vladimirovic
Я
так и не понял, за что ратует автор. Было ли наше образование до
Болоньи хуже? Судя по многим мнениям, знания выпускников, в целом.
довольно сильно снизилось. Однажды на совещании один из
начальников уровня начальников департаментов отвечая на вопросы в
сердцах бросил: (не цитирую, но смысл передаю) одна негласных целей
процесса - чтобы с нашим дипломом могли работать за границей. Так
кого же мы готовим в вузах? Специалистов для страны или для
заграницы? И так ли много народа стремится туда?
2008-01-30 16:00 ni-s
Насколько
мне известно из печати и из личного опыта,руководитель
почти любой фирмы в любой области деятельности в нашей
сегодняшней стране скажет,что одна из главнейших проблем,мешающих
делу развиваться,есть проблема кадров.С.Г.Кара-Мурза привёл
недавно следующие цифры:в 2005-ом году вузы России выпустили
около 30 тысяч специалистов по естественно- научным и техническим
дисциплинам и около 500 тысяч - по менеджерским и экономическим
специальностям.И это при том,что качество выпускников естественников
и технарей в массе своей гораздо хуже,чем в советское время,и
мотивации работать по специальности часто нет.Интересно,с
кем наша власть предполагает осуществлять "технологические
прорывы" и "нанотехнологии",если действительно собирается это
делать?
2008-01-30 22:12
xvilipilipok
.
"Контроль знаний ужесточен, фиксируется аудио и видеотехникой. Не
прошедшие конкурс на вакантные места, могут продолжить учиться
дальше в виртуальном университете или ждать следующего года для
участия в конкурсе."-Это как раз то что я и предлагал в своём
комментарии к прошлым публикациям, где речь шла о коррупции и
взятках в сфере образования, а всё остальное предлагалось
домыслить. Таких спецов ныне немало во власти в иных сферах нашей
жизнедеятельности, а какая она ощущаем уже мы на собственной
шкуре.
2008-01-30 23:29
xvilipilipok
Слава
Богу здесь за рубежом знают истинную цену многих дипломированных
спецов,новоявленных толмачей перестроичного периода от силы
которым предложат здесь роли на побегушках. Конечно среди этой
кучи мусора Запад находит и настоящий алмаз и ценят его уж по
достоинству, а Россия тем временем копирует зады давно
отвергнутые самим Западом.
2008-02-04
02:39 Особое мнение
"...
Чрезмерный рост числа высших учебных заведений, несогласованность
количества выпускников с потребностями рынка труда, недостаточный
уровень их профессиональных знаний предопределили неизбежность
модернизации высшей школы...". Кто-нибудь задавал себе вопрос, - а
каких собственно ВУЗов наблюдается чрезмерный рост? Речь идет об
расплодившихся как тараканы так называемых экономических
университетах, которым кроме помещения ничего не надо. Вот и готовят
почти в каждом подвале руководителей - Менеджеров. В тоже время,
государственные университеты продолжают готовить инженеров и
геофизиков, математиков и биофизиков, астрофизиков и бог знает еще
кого. То, что хорошо было для СССР совсем не нужно для "новой"
России. Так что будем делать? Понятно - закрыть не нужные кафедры и
факультеты, а на их место вывести из подвалов "экономистов". Стране
нужны клерки, экономисты и менеджеры, говорящие по-английски и
умеющие считать деньги, а не балласт - ракетные инженеры. Да
здравствует рыночная Россия, надежда и опора всего западного мира! А
для народа, какой чудный отчет - закрыты сотни подвальных
университетов, ненужных кафедр и факультетов (без особых уточнений).
2008-02-04 03:09 Алькофрибас
Назье
Я
- учитель и репетитор с большим стажем. Знаю, о чём говорю. Коротко.
ЕГЭ - очень-очень нужен в обязательном порядке для всех без
исключения школ. Чтобы учительницы не обманывали никого завышенными
минимум на 2 балла оценками. Нормальному - строгому, но
справедливому- учителю стало невозможно работать в школе! У меня на
уроках по физике оценка "5" у одного-двух человек в классе (разве же
это удивительно?!ведь так и должно быть!!!), оценку "4" за два года
упорного труда и соблюдения требований учебного процесса может
заработать любой (в реальности таких учеников не более 6-8). У
остальных - "3". Это ведь, на мой взгляд, очень высокая оценка!
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО! Осознайте - удовлетворительно, значит, всё
нормально, с этим человеком всё в порядке, он - человек. Ведь есть
же ещё две степени оценки - "2" и "1". Однако, стоит мне выставить в
четверти "неуд" отъявленным разгильдяям, которые не дают возможности
учиться остальным, нормальным детям, как меня все учительницы на
педсовете выставляют чудовищем, которое издевается над хрупкими и
ранимыми детскими душами. А сами выставляют "липовые" "4" и "5" там,
где даже "двойка" - это слишком много. Вот они будут против
обязательного ЕГЭ для школьников: станет реальным разоблачение их
фальшивых оценок. А вот нужен ли ЕГЭ для поступления в ВУЗ, нам,
школьным учителям, абсолютно безразлично. Пусть вузовские
коррупционеры сами для себя устроют любые правила. Оставьте только в
школах обязательные строгие экзамены. И не надо ругать за "двойки"!
Если ученик туп, то его не надо ругать за это. Но не делать же из
него искусственно "умника"! Вступительный экзамен в ВУЗ должен быть
очень серьёзным и очень жёстким!!! И не нужны эти массовые приёмы в
ВУЗы. Фикция всё это. Из одного класса в ВУЗе способно обучаться не
более 10 человек. Все остальные обязаны идти работать на
производство рабочими и быть счастливыми. Лучшие из них потом
получат и высшее образование, когда "дозреют".
Верно
Практически всё вами сказанное, особенно это: "Таких спецов ныне
немало во власти в иных сферах нашей жизнедеятельности, а какая она
ощущаем уже мы на собственной шкуре".
ni-s : "Интересно,с кем
наша власть предполагает осуществлять "технологические прорывы" и
"нанотехнологии",если действительно собирается это
делать?"
Эта власть ничего и не собирается делать, кроме
личного процветания, а для этого делает, только то, что и умеет:
"копирует зады давно отвергнутые самим Западом" - как мудро сказал
xvilipilipok. Не только копирует зады, но и
наращивает.
Статья безобразная.
Интернет-магазин спортивного питания
предлагает к продаже l карнитин
для активного снижения
веса.