Почти одновременно с ИС-1
началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект
240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т конструкции
Ф.Ф. Петрова (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной
скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы
немецких танков на всех дистанциях боя. Бронебойный снаряд (24,9 кг)
пробивал 145 мм брони с дистанции 500 м, кумулятивный (13,2 кг) -
200 мм брони. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм
пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и
100-мм пушка С- 34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была
осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой
пушкой Д-25 калибра 122мм. После успешного завершения
государственных испытаний танк был отправлен на испытательный
полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен
обстрел немецкого танка Рz. Крfv. V "Пантера". Первый же снаряд
пробил лобовую броню "Пантеры" и, не утратив своей энергии, прошил
все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и
отбросил на несколько метров.
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное
производство, которое было развернуто в начале 1944 года.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную
лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика- водителя -
щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на
подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный
зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство
танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только
ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с
внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков,
ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами
(цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных
катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная
коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота
и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности
был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску
пушки. С середины 1944 года ИС-2 начали выпускаться с наклонной
лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так
называемой "пробки"), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме
того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, который,
впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял
участие в заключительных сражениях второй мировой войны. В середине
1945 года после выпуска 4392 танков его производство было
прекращено.
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых
полков, которым уже при формировании присваивалось наименование
"гвардейский". В начале 1945 года были сформированы несколько
отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три
тяжелых танковых полка каждая.
Танки ИС-1 и ИС-2 - это танки победы. Именно на этих машинах
вместе с прославленными Т-34 советские танкисты завершили Великую
Отечественную войну. Вооружение танка ИС - 2 позволяло ему поражать
немецкие танки на расстоянии 2000 - 2500 метров. Впервые
использованные в боях под Корсунь-Шевченковским, они победно дошли
до Берлина. Командованием вермахта немецким танкистам было запрещено
вступать в открытые поединки с танками ИС-2, а действовать против
них предписывалось только из засад и укрытий.
Танк ИС-2 производился в двух основных модификациях условно
называемых "выпуск 1943 года" и "выпуск 1944 года".
В 1954 году, в ходе работ по усовершенствованию танка ИС-2 был
проведен ряд конструктивных изменений. Танк полученный в ходе
модернизации в дальнейшем именовался ИС-2М.
ИС-2М отличался измененной конструкцией башни, увеличенным до 35
выстрелов боекомплектом пушки, отсутствием кормового башенного
пулемета, противопожарным оборудованием, установкой двигателя
В-54К-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.), форсуночного подогревателя и
более совершенной коробки передач. В качестве средств связи
использовалась радиостанция Р-113. Общая емкость топливных баков
увеличена до 880 л за счет введения дополнительного бака. Все
дополнительные баки были включены в систему питания топливом. У
механика-водителя устанавливался ночной прибор ТВН-2. Внешний вид
танка изменился за счет появления бортовых бункеров и крыльев новой
формы. На танк устанавливались большие дымовые шашки БДШ. Масса
ИС-2М возросла до 48 тонн, но скорость за счет улучшенной
трансмиссии увеличилась до 40 км/ч.