Интернет против Телеэкрана,
25.06.2009
К а н д е л я б р о м !!!
Никитич Д.
На дурака не нужен нож –
Ему с три короба наврёшь
И делай с ним что хошь.
Известный рецепт от хрестоматийных жуликов.
* * *
Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причём верующего исступлённо, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. Человеку, находящемуся в поле излучения, можно было самыми элементарными средствами внушать всё, что угодно, и он принимал внушаемое как светлую и единственную истину и готов был жить для неё, страдать за неё, умирать во имя её.
Братья Стругацкие.
Мы живём в мире, в котором обман является одной из прибыльнейших профессий.
Кто-то, кто попроще, «разводит лохов». Таких людей называют жуликами.
Кто-то, чуть посолиднее, выполняет заказы по продвижению товаров и политических
фигур – надо сказать, почти честно, всего лишь немножечко приукрашивая реальные
достоинства рекламируемых товаров и политиков. Таких людей называют
рекламистами.
А кто-то, ещё более солидный, обслуживает властные и финансовые группировки,
обеспечивая их рычагами воздействия на массы — управляя убеждениями и
пристрастиями общества. Таких людей называют политтехнологами.
Но, вне зависимости от высоты полёта, всех этих людей объединяет то, что они
делают приличные деньги, умело влияя на людей посредством введения их в
заблуждение. Оставив в стороне любителей из первой группы, в отношение двух
других отмечу, что в нашем практичном мире зря им таких больших денег никто
платить не будет – а поскольку рекламисты и политтехнологи существуют, имя им
легион и они вовсе не бедствуют, то судите сами, насколько их деятельность
эффективна. Иными словами, насколько они ловко дурят общественность – в том
числе и Вас, дорогой читатель.
Поговорим о политтехнологах и их технологиях управления обществом. Подобное
управление поведением и потребностями людей, когда управляемый не отдаёт себе
отчёта в том, что им управляют, называется манипуляцией сознанием. Здесь нет
ничего сверхъестественного, никаких психотронных полей и тому подобных
излучателей в стиле «Обитаемого острова» Стругацких — всё устроено весьма
незатейливо, но вместе с тем поразительно эффективно.
Вообще говоря, манипуляция стара как мир и взята за основу в великом множестве
мошеннических приёмов (например, свою жертву рыночные лохотронщики цепляют
помимо её воли, играя на её желании срубить лёгких деньжат и втягивая тем самым
в игру – вот вам классический пример манипуляции.) Но использование манипуляции
в качестве инструмента управления обществом стало возможным только в наше
время, в связи с развитием СМИ до современного уровня – и, в первую очередь,
благодаря массовому распространению телевидения. Ведь в нашей жизни нас
непрестанно окружает информационное поле – постоянное поле из телеэкранов,
рекламных щитов, стикерсов, обложек, статей, клипов, баннеров... Обратите
внимание – бОльшая видимая часть этого поля является рекламой. И реклама эта
действует очень эффективно, в рекламном бизнесе не зря вертятся огромные
деньги. Так неужели вы думаете, что никто не использует колоссальные возможности
такого информационного поля для решения политических задач – сиречь задач по
управлению обществом?
Используют, ещё как используют. И не думайте, что лично Вас это не касается –
мол, на рекламу и политтехнологии ведётся тупое быдло, а я, такой умный, не
подвержен их воздействию. Увы, подвержены, как и все – в этом проекте я на
конкретных примерах покажу, как легко дурят любого, кто только пытается
почерпнуть для себя какие-либо сведения не из книг, а из СМИ, и в первую
очередь из телевизора.
Телевидение – это мощнейший инструмент воздействия на людей. Появилось оно
просто как развитие всеми любимого кино – но оказалось, что телевидение
наделено рядом побочных эффектов, открывших дорогу для осуществления массовых
манипуляций.
Во-первых, телевизор быстро стал постоянным каналом передачи одинаковой
информации для огромного количества людей. Люди стали потреблять в больших
количествах одинаковую видеоинформацию – более того, для них телевидение стало
одним из основных средств познания и ориентирования в мире информации. Таким
образом телевизор стал троянским конём во внутреннем мире подавляющего
большинства людей.
Во-вторых, телевизор стал другом для человека. Человек приходит с работы
усталый, хватает чего-нибудь пожевать и выпить и расслабленно плюхается на
мягкий диван в расчёте узнать от своего «друга» что-нибудь интересное или
просто развлечься. Ему хорошо, тепло, спокойно и уютно, а ритмичное
помаргивание экрана так и приковывает взгляд – не оторваться, как от горящего
огня. Неправда ли, это чертовски похоже на сеанс у гипнотизёра? Любой
гипнотизёр вам так и скажет: в таких условиях внушаемость реципиента повышается
и именно так лучше всего начинать сеанс внушения.
В-третьих, уже опыт кинематографа показал что видеоряд может оказывать
мощнейшее воздействие на людей. Помните нацистские пропагандистские фильмы,
вроде «Триумфа воли» и «Олимпии»? Эстетика этих фильмов столь заразительна, что
во многих странах они запрещены к показу – как мощная пропаганда фашизма,
способная повлиять на нестойкие умы. Современное же телевидение довело
использованные в них приёмы и техники до совершенства.
В-четвёртых, мозг человека, пассивно просматривающего видеоряд, совершает
гораздо меньший труд, чем при чтении, ибо человек читающий сам творит внутри
себя видеообразы на тему того, что он читает – в отличие от пассивного
созерцателя, потребляющего кем-то уже разжёванную видеопищу. Поэтому те, кто
больше смотрят телевизор и меньше читают, хуже развиты интеллектуально и имеют
меньший уровень знаний – то есть они прямо-таки замечательный материал для
манипуляций, в отличие от лучше ориентирующихся в информации чтецов, привыкших
хоть немного шевелить извилинами. К тому же читатель может вернуться к мысли,
показавшейся ему спорной и спокойно её обдумать – а вот у телезрителя далеко не
всегда есть время для критического осмысления. Конечно, и в книгах ныне
предостаточно врак, особенно популярных околоисторических псевдотеорий – но там
хотя бы ситуация уравновешивается огромным количеством честной (или хотя бы
альтернативной) литературы, а также более высоким (по сравнению с
телезрителями) интеллектуальным уровнем читателей.
Всё это и делает телевидение совершенным инструментом манипуляции, почти столь
же эффективным и вездесущим, как «башни ПБЗ» из «Обитаемого острова». В этом
проекте я проиллюстрирую основные технологии массовой манипуляции на примере
цикла передач «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», которые идут по РТР
по четвергам. Сразу замечу: этот цикл передач по РТР – вполне конкретный
политический заказ к грядущим выборам. Надеюсь, проект «Канделябром!!!» поможет
многим обманываемым избавиться от морока. Право же, не быть лохом – дело
каждого уважающего себя человека.
Кстати, об уважении к себе и об этике обманщиков. Поскольку без манипуляционных
технологий уже немыслимы ни современная экономика, ни политика, то отсюда
следует неизбежный и прискорбный вывод: в нашем обществе фактически имеет место
подавление самой главной из человеческих свобод – свободы мысли. Это уже не
шуточки. Какой-нибудь тиран прошлого мог угнетать людей физически, но не мог
залезть в их мысли, и у любого такого тирана имелся свой протопоп Аввакум. А
сегодня не так — сегодня люди в большинстве своём наивно полагают себя
свободными, в то время как живут они в соответствии с навязанным им стилем
жизни и образом мыслей.
Люди в изобилии потребляют дешёвые эрзацы (что материальные, что духовные),
будучи притом уверенными в том, что сполна наслаждаются плодами прогресса – так
им объясняет реклама. Люди исправно голосуют на выборах за тех кандидатов,
которых им подсовывают, будучи притом уверенными в том, что это их свободный и
сознательный выбор. Люди имеют убеждения, произрастающие из любимых телепередач
и фильмов, будучи притом уверенными в том, что эти убеждения – плод их
собственной мысли. А манипуляторы смеются над лохами, которых они так ловко
разводят, и пилят гонорары. При этом, заметьте, они любят публично поговорить о
свободах и правах. Так и хочется канделябром по этим лоснящимся рожам за их
шулерство. Кстати, иначе с ними и нельзя. Просто не смотреть телевизор – это не
выход, пассивное сопротивление всё равно сломают по принципу «не мытьём, так
катаньем». Нет, шулеров полагается бить канделябром! Чтоб место знали и не
наглели.
Так вот, продолжим. Обман с целью манипулирования может быть разным. Есть,
например, довольно изощрённые техники, использующие прорехи в механизмах
восприятия информации человеком и слабости человеческого мышления — но
нередко используется и самая банальная ложь, наглая и тупая ложь, всего лишь
подкреплённая авторитетом телевидения или печатного слова. Такая прямая ложь
обычно используется при фальсификации истории.
Зачем фальсифицировать историю? Да затем, что фальсификация истории —
эффективнейший инструмент управления обществом. Владеющий прошлым владеет ключами
от настоящего. Именно потому телевидение нашпиговано множеством передачек на
исторические темы с содержанием самого сомнительного свойства.
Современные люди плохо, я бы даже сказал, катастрофически плохо знают историю.
История — вообще довольно сложная вещь с великим множеством действующих
сторон, у каждой из которых своя правда, и оттого раскрашивать её в плакатные
краски и искать в ней козлов отпущения – дело неблагодарное, всегда чреватое
ревизией. Но человеку хочется получить дорожку к знаниям попроще и
поувлекательнее, именно что раскрашенную в плакатные цвета — и оттого
увлекательная телепередача, заполняющая пробелы в познаниях, легко найдёт
своего благодарного зрителя, а положенная в основу передачи ложь станет
массовым убеждением и пойдёт кочевать по умам уже как истина. Ведь какую
информацию дашь человеку на входе, такой вывод от него получишь на выходе, не
так ли? Дай человеку ложь на входе, положи в основу его знаний ложь – и он
послушно сделает нужные лжецу выводы. Притом выводы эти, заметьте, станут его
собственными выводами, дорогими сердцу каждого человека, а потому самыми
стойкими.
Затем вот что. Человек, как известно, обычно довольно твёрд в своих
предубеждениях. Оболги кого-нибудь перед кем-либо – и такой человек очень
нескоро расстанется с предубеждением в отношение оболганного. Совсем как в
анекдоте: «Здравствуйте, мы зря Вас винили в пропаже золотой ложечки —
ложечка нашлась. Но Вы всё равно к нам больше не приходите – а то неприятный
осадок, знаете ли, всё равно остался…» Отличный и надёжный метод дискредитации
политических оппонентов! Оболги их прошлое, представь их кошмарными злодеями –
и люди будут от них шарахаться как от чумы. И стравливай их, стравливай между
собой.
Например, возьмём сегодняшнюю ситуацию. Кто у нынешних властей в оппозиции?
Коммунисты и консерваторы национально-патриотического и монархического
толка — и вообще сторонники справедливого общества, где ворьё сидит в
тюрьме, а не прикармливает власти. Вот вам отсюда и чернуха про историю России
– и в опусах Сванидзе мы увидим предостаточно грязи что в адрес советского
периода истории, что дореволюционного; что в адрес большевиков, что в адрес
царей.
Фальсификация истории, кроме того, отличный метод внушить обобранному до нитки
обывателю, что он на самом деле процветает — по сравнению с «кошмарным и
ужасным» прошлым. А также внушить, что любые сколь угодно грабительские реформы
оправданы для преодоления этого «страшного прошлого» — для чего это
прошлое надо рисовать максимально чёрным.
Возможность нагло и тупо публично лгать связана с тем, что люди по старой
привычке верят телевидению и печатному слову. До сих пор у людей развито
стойкое предубеждение, что откровенную ложь не допустит некое «начальство» – а
значит, книгам и телепередачам можно верить. Забавно, но многие по наивности
даже думают, что и в художественной литературе на историческую тему нет места
фантазиям и мифам. Этим пользуются манипуляторы.
К тому же, люди в большинстве своём свято уверены в том, что они защищены от
лжи законом – полагая, что если кто-то в СМИ лжёт, то его обязательно привлекут
к ответственности какие-нибудь доброхоты, которые обратятся в суд и заработают
на этом денег. К сожалению, это тоже заблуждение: если бы так было на самом
деле – сколько историков смогли бы подзаработать на судебных исках в адрес
лжецов! Но, увы — обратиться в суд по поводу клеветы может лишь сам
оболганный или его родственник. А что до закона, привлекающего лжеца к
ответственности за распространение заведомо ложных сведений, то его применить
крайне трудно. Ведь требуется доказать осведомлённость лжеца в том что
распространяемая им информация является ложью – что практически нереально. А
результатом, прошу заметить, будет скромненькая сумма, нечувствительная для
кармана лжеца и коротенькое опровержение скороговорочкой сквозь зубы.
Что же остаётся делать честным людям? Только одно – ловить жуликов за руки. И
канделябром, канделябром! Вперёд, читатель, за мной!