Cергей Павлович Королев—выдающийся
конструктор и ученый, работавший в области ракетной и
ракетно-космической техники. Дважды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
академик Академии наук СССР, он является создателем
отечественного стратегического ракетного оружия средней
и межконтинентальной дальности и основоположником
практической космонавтики. Его конструкторские
разработки в области ракетной техники представляют
исключительную ценность для развития отечественного
ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют
мировое значение. Он по праву является отцом
отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей
стратегический паритет и сделавшей наше государство
передовой ракетно-космической державой.
С. П. Королев родился 12 января 1907 г.
в г. Житомире в семье учителя русской словесности П. Я.
Королева. Еще в школьные годы Сергей отличался
исключительными способностями и неукротимой тягой к
новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже
разработал проект летательного аппарата оригинальной
конструкции—-«безмоторного самолета К-5».
Поступив в 1924 г. в Киевский
политехнический институт по профилю авиационной техники,
Королев за два года освоил в нем общие инженерные
дисциплины и стал cпортсменом-планеристом. Осенью 1926
г. он переводится в Московское высшее техническое
училище (МВТУ).
За время учебы в МВТУ С. П. Королев уже
получил известность как молодой способный
авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им
и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель»,
«Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный
для достижения рекордной дальности полета,— показали
незаурядные способности Королева как авиационного
конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в
стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре
1931 г. С. П. Королев и талантливый энтузиаст в области
ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в
Москве с помощью Осоавиахнма общественной
организации—Группы изучения реактивного движения (ГИРД):
В апреле 1932 г. она становится по существу
государственной научно-конструкторской лабораторией по
разработке ракетных летательных аппаратов, в которой
создаются и запускаются первые отечественные жидкостные
баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
В 1933 г. на базе московской ГИРД и
ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ)
основывается Реактивный научно-исследовательский
институт под руководством И. Т. Клейменова. С. П.
Королев назначается его заместителем. Однако расхождения
во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития
ракетной техники заставляют С. П. Королева перейти на
творческую инженерную работу, и ему как начальнику
отдела ракетных летательных аппаратов в 1936г. удалось
довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с
пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с
жидкостным ракетным двигателем.
В 1938 г. по ложному обвинению С. П.
Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940
г. он был' переведен в новое место заключения—ЦКБ-29
НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал
активное участие в создании и производстве фронтового
бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно
разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового
варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом
для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию
такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском
авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными
двигателями новых типов с целью применения их в авиации.
С. П. Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается
идее практического использования ракетных двигателей для
усовершенствования авиации: сокращения длины пробега
самолета при взлете и повышения скоростных и
динамических характеристик самолетов во время воздушного
боя.
13 мая 1946 г. было принято решение о
создании в СССР отрасли по разработке и производству
ракетного вооружения с жидкостными ракетными
двигателями. В соответствии с этим же постановлением
предусматривалось объединение всех групп советских
инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения
Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый
научно-исследовательский институт «Нордхаузен»,
директором которого был назначен генеоал-майор Л. М.
Гайдуков, а главным инженером—техническим руководителем
— С. П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только
изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более
совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до
600 км.
Вскоре все советские специалисты
возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские
институты и опытно-конструкторские бюро, созданные
согласно упомянутому майскому постановлению
правительства. В августе 1946 г. С. П. Королев был
назначен главным конструктором баллистических ракет
дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их
разработке.
Первой задачей, поставленной
правительством перед С. П. Королевым как главным
конструктором и всеми организациями, занимающимися
ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2
из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит
постановление о разработке новых баллистических ракет с
большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В
1948 г. С. П. Королев начинает летно-конструкторские
испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в
1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета
отличалась от немецкой значительно большей надежностью.
Параллельно С. П. Королев ведет разрабогку новой
баллистической ракеты Фау-2 с дальностью полета 600 км.
Ракета Р-2 имела несущий бак горючего, более удобную для
эксплуатации компоновку и, самое главное, отделяющуюся в
полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная
двигательная установка была существенно доработана с
целью увеличения ее тяги, а система автономного
управления обладала вдвое большей точностью стрельбы.
Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего
лишь на год позднее ракеты Р-1.
Совместно с практическими работами над
ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством С. И.
Королева были начаты широкомасштабные
проектно-экспериментальные исследования по темам H-I,
Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для
разработки качественно новых БР.
Но теме Н-1 проводились
экспериментально-теоретические исследования основных
технических проблем, связанных с реализацией проекта
ракеты Р-3, имеющей дальность полета 3000 км: необходимо
было обеспечить устойчивость полета ракеты
бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы
и получить данные о поведении кипящего жидкого кислорода
в термонеизолированном несущем баке окислителя в
процессе движения на активном участке траектории при
повышенных внешних теплопотоках в массу жидкого
кислорода. На основе конструктивных решении ракеты Р-2 с
использованием ее форсированного двигателя была создана
одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА
бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 км.
Успешные летные испытания данной ракеты дали основание
Министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 г.
с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая
отечественная стратегическая ракета, ставшая основой
ракетного ядерного щита страны.
По теме Н-2 были выполнены исследования
возможности и целесообразности создания баллистических
ракет, работающих на стабильных высококнпящих
компонентах топлива (при использовании в качестве
окислителя азотной кислоты с окислами азота). В
результате была подтверждена возможность создания таких
ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной БР
Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое
меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом экологической
токсичности азотных окислов и меньших энергетических
характеристик стабильного жидкого топлива по сравнению с
топливом на основе жидкого кислорода и керосина, а также
возникших тогда серьезных проблем с разработкой ракетных
двигателей с необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво
работающих на этих компонентах топлива, было признано
целесообразным применять азотнокислотный окислитель с
окислами азота для БР со сравнительно малой дальностью
полета. При создании же ракет с большей дальностью
полета, и особенно межконтинентальных, было
рекомендовано в качестве окислителя использовать жидкий
кислород. Этому направлению развития ракетной техники
Сергей Павлович оказался верен на протяжении всей своей
творческой деятельности.
Министерство обороны поручило ОКБ-1
НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и С. П. Королев блестяще
решил указанную задачу, применив только что созданный
для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А. М. Исаева и
впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для
подачи топлива в камеру сгорания.
На основе Р-11 С. П. Королев разработал
и сдал на вооружение в 1957 г. стратегическую ракету
Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в
заправленном виде на танковом шасси. Серьезно
модифицировав эту ракету, он приспособил ее для
вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения
были более чем серьезные, так как делалась новая система
управления и прицеливания, а также обеспечивалась
возможность ведения стрельбы при довольно сильном
волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при
сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал
первые баллистические ракеты на стабильных компонентах
топлива мобильного наземного и морского базирования и
явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях
развития ракетного вооружения.
Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он
передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из
своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора
В. П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и
конструкторами, заложив тем самым основу для создания
уникального центра по разработке баллистических ракет
морского базирования.
По теме Н-3 были проведены серьезные
проектные исследования, в ходе которых была доказана
принципиальная возможность разработки ракет с большой
дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках
двухступенчатой схемы. На основании результатов данных
исследований согласно постановлению правительства в
НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы
под руководством С. П. Королева с целью определения
облика и параметров межконтинентальных ракет
баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с
необходимым экспериментальным подтверждением проблемных
конструктивных решении.
Исследования по теме Т-1 переросли в
опытно-конструкторскую работу (главный конструктор С. П.
Королев), связанную с созданием первой двухступенчатой
межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и
в настоящее время удивляет своими оригинальными
конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой
надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила
первый успешый полет в августе 1957 г.
В результате исследовании по теме Т-2
была показана возможность разработки двухступенчатой
межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень
которой была чисто ракетной и выводила вторую
ступень—крылатую ракету—на высоту 23—25 км. Крылатая
ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного
двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью
3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной
системы управления, работоспособной и в дневное
время.
Учитывая важность создания такого
оружия, правительство приняло решение начать
опытно-конструкторские работы и силами Министерства
авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы
С. А. Лавочкин и В. М. Мясищев). Проектные материалы по
теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены
некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся
проектированием астронавигационной системы
управления.
Первая межконтинентальная ракета Р-7,
несмотря на множество новых проектных и конструкторских
проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана
на вооружение в 1960 г.
В дальнейшем С. П. Королев
разрабатывает более совершенную компактную
двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в
качестве окислителя используется переохлажденный жидкий
кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на
вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами над
важными космическими системами Сергей Павлович начал
первым в стране разрабатывать твердотопливную
межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на
вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С. П.
Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой
и сосредоточило свои силы на создании приоритетных
космических систем и уникальных ракет-носителей.
Занимаясь боевыми баллистическими
ракетами, С. П. Королев, как сейчас видно, стремился к
большему—к покорению космического пространства и
космическим полетам человека. С этой целью Сергей
Павлович еще в 1949 г. совместно с учеными АН СССР начал
исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А
путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до
100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5
н,а высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих
полетов были изучение параметров ближнего космического
пространства, солнечных и галактических излучений,
магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных
в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших
вибраций и акустических нагрузок), а также отработка
средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю
из космоса — было произведено около семи десятков таких
пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил
серьезные основы для штурма космоса человеком.
В 1955 г. еще задолго до летных
испытаний ракеты Р-7 С. П. Королев, М. В. Келдыш, М. К.
Тихонравов выходят в правительство с предложением о
выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного
спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту
инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава
НИИ-88 и становится самостоятельной организацией,
главным конструктором и директором которой назначается
С. П. Королев. И уже 4 октября 1957 г. С. П. Королев
запускает на околоземную орбиту первый в истории
человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и
создает нашей стране высокий международный
авторитет.
12 апреля 1961 г. С. П. Королев снова
поражает мировую общественность. Создав первый
пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует
первый в мире полет человека — гражданина СССР Юрия
Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
Сергей Павлович в решении проблемы
освоения человеком космического пространства не спешит.
Первый космический корабль сделал только один виток:
никто не знал, как человек будет себя чувствовать при
столь продолжительной невесомости, какие психологические
нагрузки будут действовать на него во время необычного и
неизученного космического путешествия. Вслед за первым
полетом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 г. Германом
Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен
второй космический полет, который длился одни сутки.
Опять — скрупулезный анализ влияния условий полета на
функционирование организма. Затем совместный полет
космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4»,
пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р.
Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 г.; между
космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На
следующий год—совместный полет космонавтов В. Ф.
Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях
«Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963
г.—изучается возможность полета в космосе женщины. За
ними—с 12 по 13 октября 1964 г.—в космосе экипаж из трех
человек различных специальностей: командира корабля,
бортинженера и врача на более сложном космическом
корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во' время полета на
корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт
А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый
космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Отслеживая череду совершенных
космических полетов, нельзя не заметить четкую
методическую последовательность освоения космического
пространства человеком и подготовки к созданию научной
пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС), о
необходимости которой С. П. Королев говорил еще в начале
штурма космоса.
Продолжая развивать программу
пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович
начинает реализовывать свои идеи о разработке
пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально
новый, более совершенный, чем предыдущие, космический
корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой
отсек, где космонавты могли долгое время находиться без
скафандров и проводить научные исследования. В ходе
полета предусматривались также автоматическая стыковка
на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из
одного корабля в другой через открытый космос в
скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до
воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
Для реализации пилотируемых полетов и
запусков автоматических космических станций С. П.
Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство
совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых
носителей. Таким образом, вклад С. П. Королева в
развитие отечественной и мировой пилотируемой
космонавтики является решающим.
Отвечая на космические успехи
Советского Союза в области пилотируемых полетов и желая
восстановить свой технический авторитет, США принимает
фантастическую по целям и размаху работ программу
"Аполлон", заключающуюся в создании лунного космического
комплекса, обеспечивающего высадку двух космонавтов на
Луну. В ответ на этот вызов, желая сохранить приоритет в
основных космических достижениях, С. П. Королев по
решению правительства начинает разрабатывать проект
отечественного экспедиционного лунного комплекса Н1—ЛЗ.
Однако это решение принимается значительно позже, чем в
США, на фоне реализации обширной программы околоземных
пилотируемых полетов и исследования планет Солнечной
системы. Чрезвычайно сжатые сроки, большая загрузка
работами по другим приоритетным космическим программам,
а также недостаточность финансового и производственного
обеспечения «лунной» программы не позволили преемнику
Сергея Павловича главному конструктору В. П. Мишину в
заданные сроки создать лунный космический комплекс,
проект которого был разработан при жизни С. П. Королева,
и указанная программа была закрыта правительством.
Параллельно с бурным развитием
пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками
научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.
В 1958 г. разрабатываются и выводятся в космос
геофизический спутник, а затем и парные спутники
«Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В
1959 г. создаются и запускаются три автоматических
космических аппарата к Луне. Первый и второй—для
доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с
целью фотографирования обратной (невидимой) стороны
Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку
более совершенного лунного аппарата для его мягкой
посадки на поверхность Луны, фото- графирования и
передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Сергей Павлович, верный своему принципу
привлекать к реализации своих идей другие организации,
поручает доработку этого аппарата своему соратнику,
выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 г. ОКБ им. С. А.
Лавочкина, главному конструктору Г. Н. Бабакину. В 1966
г. станция «Луна-9» передала впервые в мире панораму
поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого
триумфа. Но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С.
А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по
разработке космических автоматических аппаратов для
изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника
Марса Фобоса и проведения астрофизических
исследований.
Еще в процессе создания космического
корабля «Восток» С. П. Королев начал разработку на его
конструктивной основе первого отечественного
спутника-фоторазведчика «Зенит» для Министерства
обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных
спутников для детальной и обзорной разведки, которые
начали эксплуатироваться в 1962— 1963 гг., и передал это
важное направление космической деятельности одному из
своих учеников, главному конструктору Д. И. Козлову в
Самарский филиал ОКБ-1 (теперь Центральное
специализированное КБ—ЦСКБ), где оно нашло достойное
продолжение. В настоящее время ЦСКБ — крупный
космический центр по разработке спутников для
зондирования земной поверхности в интересах обороны,
народного хозяйства и науки, а также по
совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.
С. П. Королев дал начало развитию и
другого важного направления использования спутников. Он
разработал первый отечественный спутник связи и
телевещания «Молния-1», функционирующий на
высокоэллиптической орбите. Данное направление С. П.
Королев передал в Красноярский филиал ОКБ-1 своему
ученику—главному конструктору М. Ф. Решетневу, заложив
тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны
по разработке различных космических систем связи,
телевещания, навигации и геодезии.
Из сказанного видна особо значимая роль
С. П. Королева как генератора многих неординарных идей и
прародителя выдающихся конструкторских коллективов,
работающих в области ракетно-космической техники. Можно
только удивляться многогранности таланта Сергея
Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он
является первопроходцем многих основных направлений
развития отечественных ракетного вооружения и
ракетно-космической техники. Трудно себе даже
представить, какого уровня достигла бы она, если бы
преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала
творческий полет его мыслей.
Источник: http://www.space.hobby.ru/korolev.html |