В
ходе только что завершившейся предвыборной кампании мы много раз
слышали, что в России с 2001 года успешно идет "модернизационная
реформа" образования. Но что это за реформа, если вывести за скобки
победные рапорты о компьютеризации школ и повышении зарплаты
педагогам? Многочисленные высказывания высших чиновников из
Минобрнауки поясняют, что речь идет о "…приведении системы
образования в соответствие с российскими социально-экономическими
реалиями".
Это, заметим, нечто
неожиданное! Поскольку везде в мире под модернизацией образования,
как правило, подразумевается прямо противоположное. А именно —
совершенствование национальной системы образования с целью изменить
к лучшему эти самые "реалии", то есть социально-культурную,
научно-технологическую, экономическую ситуацию в стране. И особенно
решительно эти задачи ставятся именно тогда, когда (как в нашей
сегодняшней России) "социально-экономические реалии" буквально
вопиют о необходимости улучшения.
Делается это, конечно,
по-разному. Но в мире уже более века идет борьба между двумя
основными подходами к среднему и высшему образованию: так
называемыми "школой знаний" и "школой компетенций".
Если совсем коротко, то "школа
знаний" признает, что нельзя заранее, во младенчестве, решить за
ребенка, чем он будет в итоге заниматься в жизни. И потому считает
необходимым дать каждому члену общества широкое (желательно
фундаментальное) обязательное (причем единое, по унитарным
программам) базовое образование, на основе которого он далее
способен осознанно выбирать свой жизненный путь. А "школа
компетенций" делает акцент на максимально раннем "демократическом"
выборе учеником, исходя из его планов на будущее, круга изучаемых
предметов и наук и, кроме того, на форсированном приобретении этим
учеником умений и навыков будущей профессии.
Конечно, в природе не
существует в "чистом виде" ни той, ни другой школы. Советская школа,
после ряда послереволюционных реорганизаций, всегда была "школой
знаний". Это было неизбежно потому, что она была основана на
принципах социального равенства и "образования для всех". И это было
неизбежно потому, что страна вела форсированную модернизацию, в
условиях которой нельзя точно предвидеть, какие специалисты и в
каких отраслях понадобятся послезавтра. Поэтому в знаменитой
педагогической триаде "ЗУН" (Знания, Умения, Навыки) знаниям в СССР
отдавался безусловный приоритет. И даже в высшем образовании, после
выбора студентом будущей профессии, ему, на фоне узкой
специализации, все равно приходилось получать достаточно широкий
круг именно "базовых" знаний.
Основным прибежищем "школы
компетенций" стали англосаксонские страны. Особенно США, где
подавляющее большинство школ и значительная часть университетов
находятся в ведении местных властей и бюджетов и ориентируются на
потребности местного "рынка труда". Но опять-таки ни в
Великобритании, ни в США нет "школы компетенций" в чистом виде.
Наряду с такой (массовой) школой существует и сегмент
преимущественно частных "элитных" школ и университетов, работающих в
парадигме "школы знаний".
Как
признают американские эксперты, именно этот тип учебных заведений
плюс "импорт мозгов" из тех стран мира — Японии, Индии, Китая,
Кореи, Тайваня и т.д. — где сохраняется и массово воспроизводится
"школа знаний", в немалой степени заимствованная из СССР, пока
восполняют в США нарастающий дефицит специалистов с широкой
эрудицией, способных двигать "инновационную" экономику.
Однако восполняют всё хуже.
Еще в начале 1980-х годов один из американских экспертов по
образованию назвал перенос в США из Англии "школы компетенций" —
"британской диверсией", а другой эксперт заявил, что американская
высшая школа выпускает в основном "узких специалистов по левой
ноздре". Но это — как бы частные оценки. А вот в 2000 году
Национальная комиссия США по преподаванию естественных наук
обнародовала доклад, где заявлено, что 60% новых создаваемых рабочих
мест требуют такого уровня знаний (не умений и навыков, а именно
знаний!), которые имеют только 20% рабочей силы, поступающей на
американский рынок труда.
Если
совсем кратко суммировать мировой образовательный опыт и его влияние
на состояние национальных экономик, социальных систем,
научно-технологических комплексов, то оказывается, что страны,
которые действительно ставят своей целью ускоренное развитие и
модернизацию, в своем национальном образовании всегда смещают акцент
к "школе знаний". А страны, которые уже стали лидерами развития,
могут позволить себе преобладание "школы компетенций". Плюс —
элитное образование в духе "школы знаний". Плюс — благо, есть
привлекательность за счет высокого уровня жизни и условий труда, —
"импорт мозгов" в необходимых масштабах.
Но для ускоренного развития —
сколь угодно хорошо выстроенной "школы знаний" недостаточно.
Еще нужен массовый "культ
знаний", связанный с пониманием того, что они — главный фактор
социального роста и вертикальной социальной мобильности. Не случайно
американские и европейские специалисты по образованию сейчас все
внимательнее присматриваются к опыту Японии, а также Китая, Кореи,
Тайваня. То есть тех стран "ареала китайской культуры", где с эпохи
Конфуция знания были ключевым каналом вертикальной социальной
мобильности, в принципе открытым для выходцев из простонародья. (В
древнем и средневековом Китае бывало, что по результатам
"императорского экзамена" сына крестьянина или торговца назначали
наместником провинции).
В
странах китайского культурного ареала до сих пор именно знания, а не
связи, деньги или происхождение, имеют решающее значение для
получения престижной работы и высокого социального статуса. И потому
на приобретение знаний не жалеют времени и сил. И потому крайне
высок общественный авторитет Учителя, которой дает эти знания
(второе обязательное условие эффективности образовательной системы).
Все это когда-то было в СССР.
И начало деградировать вместе со страной в эпоху "застоя", и
стремительно гниет и распадается в постсоветскую эпоху. Потому,
конечно, нынешняя система российского образования настоятельно
требует реформ. Но каких реформ?
То, что делается в последние
годы в плане реформирования российского образования, означает
форсированное создание "школы компетенций". Унитаризм программ
советской школы (заметим, жестко соблюдаемый в тех же Японии и
Корее, откуда США импортируют "мозги") у нас — объявляется чуть ли
не наследием сталинизма. Широкие базовые знания — излишними и
вредными, поскольку они отнимают время и силы от "накопления
компетенций". Слепое и бездумное копирование отнюдь не лучшего
западного опыта упорно называется "модернизацией российской
образовательной системы".
Не
скрывают и цели. Она в том, чтобы "обеспечить выпуск специалистов,
способных отвечать запросам современного рынка труда". Но
"современный рынок труда" в стране, где пока реального развития нет,
— таков, что и серьезного спроса на высококвалифицированных
специалистов и ученых тоже нет. А значит, и в будущем некому будет
придать импульс развитию. А значит, и в будущем на развитие
надеяться не приходится.
Удивительно откровенно
высказался на этот счет министр А.Фурсенко, выступая перед молодежью
из движения "Наши" на озере Селигер. Он сообщил, что (цитирую по
газете "Московские новости" от 14.12.2007) целью российского
образования является: "Взрастить потребителя, который сможет
правильно использовать достижения и технологии, придуманные
другими"! Министр прямо заявляет молодежи, которая вроде бы
претендует на место в будущей элите страны, что России нужен прежде
всего потребитель, а не изобретатель и ученый! Так в чем же смысл
все более громких разговоров об "инновациях", "экономике знаний",
"нанотехнологиях"?!.
Плоды
идущей "модернизации наоборот" уже налицо. В 90-х годах специалистов
"советской эпохи" буквально "отрывали с руками" лучшие мировые
лаборатории и университеты, а советские (и ранние постсоветские)
школьники регулярно занимали высшие места на международных
олимпиадах. В последних же исследованиях (2006 год) знаний и
способностей 15-летних учащихся разных стран мира, проведенных
Организацией экономического сотрудничества и развития, наши
школьники показали уровень "ниже среднего" по всем основополагающим
дисциплинам, включая математику, а также навыкам понимания
прочтенного текста! Наивысшие же показатели обнаружились у
школьников из Южной Кореи, Финляндии, Тайваня, Гонконга…
В России еще не до конца
утрачен лучший опыт советской школы, включая успешные результаты
многих знаменитых педагогов-новаторов и ведущих ВУЗов. Есть новый
мировой педагогический опыт, отчасти наследующий и развивающий наши
прежние достижения. Многое можно восстановить, обновить, перенять,
улучшить.
Но чтобы разговоры о
развитии России не оказались всего лишь красивым "брендом",
необходимо решительно переломить сегодняшний пагубный
антимодернизационный курс в образовании. Для этого недостаточна
любая образовательная реформа. Нужно в корне менять социальный
климат. То есть восстановить в России общий дух реальной
модернизации и реального ускоренного развития. Только это обеспечит
нормальный общественный статус высокообразованных людей, высокий
престиж педагога, способного научить, и высокую социальную ценность
образования.
Материал подготовлен и
представлен Экспериментальным Творческим Центром (ЭТЦ)
2008-03-19 14:36 пан
Сколько
можно терпеть это вредительство, наглую безответственность врагов
России в ее руководстве ? Никакие частные меры не помогут, нужны
кардинальные принципиальные перемены.
2008-03-19 17:33 vorvik
полностью
согласен! но кто менять будет "социальный климат" - нет
ответа.
2008-03-19 17:41 Солдат
русского Белого Царя
Автору
надо быть точнее в терминологии. Не "школа знаний" и "школа
компетенции", а "фундаментальная школа" и "функциональная школа". В
первой готовят концептуально, стратегически мыслящих специалистов.
Во второй - узких спецов, функционеров, исполнителей и потребителей.
К сожалению, у нас не разработана система фундаментальных наук. Мы
еще пока задаёмся вопросом: что такое фундаментальные знания. В
Советской империи таковыми были - материалистическая диалектика,
физика, математика. Но с точки зрения русского традиционализма, эти
науки не могут быть фундаментальными. К фундаментальным наукам
русский традиционализм относит религиозную метафизику Православия,
которая содержится в православном богословии (богословие),
православную космологию, антропологию, социологию и историософию,
затем геополитику, историю, культурологию и политологию. Всё это
должно даваться в ключе Русской Идеи и составлять корпус Русской
Идеологии. Математика, физика и другие естественные дисциплины
являются не фундаментальными, а прикладными. Эти науки раскрывают
суть естественного Откровения Божьего и должны служить практическим
целям реализации Русской Идеи. Не могут быть фундаментальными науки,
занимающиеся низшими уровнями реальности (материя, вещество,
телесность, их природа). Основополагающими знаниями могут быть
только науки, занимающиеся Высшей Реальностью (Божественной
реальностью, реальностью духовной, духовными энергиями и мирами).
Знания должны начинаться с Божественного Света, проникающего в
темные глубины материи - материальной составляющей тварного мира.
2008-03-19 22:02 Валентина
Уж
сколько по этому поводу сломано копий, а Васька слушает, да ест.
Съедает этот васька от Минобразования остатки того прекрасного
наследия, которое досталось нам от СССР. Родятся ли в России при
нынешнем уровне образования новые Королёвы и Курчатовы - большой
вопрос. При тестовой системе, так называемом ЕГЭ, самое большее, что
требуется от выпускника, - уметь ставить крестики и галочки в нужных
местах. Никаких творческих заданий, развивающих умение мыслить и
рассуждать. А зачем? "Потребителям" это не нужно. Страшно становится
за будущее нашей страны, а вернее сказать, никакого будущего у нее
не будет, если срочно не остановить Фурсенко в его вредительской
(иначе не назовешь) деятельности. По сути, он закладывает мину
замедленного действия под Россию. Как и почему такие люди
оказываются на ответственнейших постах и, главное, почему они так
долго на них остаются? Пора начинать широкий протест против
фурсенковских реформ и добиваться его отставки. Иначе... Подумать
страшно!
2008-03-20 13:42
Александр+
Неужели
путин оставит этого гельминта-аскариду, фурсенку, министром
(законное место которому это место швейцара)?! Тогда сливай
страну.
Чем они там занимаются ??!! Неужели действительно
гребут (извиняюсь за выражение) как на галерах ?! И в какую
сторону от необходимой ?!
2008-03-20
16:09 Постоянный читатель
А
как вам отмена обязательного экзамена по литературе в виде сочинения
и даже в форме ЕГЭ у выпускников школ с этого года? По-моему,это
удар и по ожидаемому Развитию общества и по развитию
человека.
2008-03-20 22:38
Алькофрибас Назье
Литература???
На фиг она нужна по сравнению с физикой!!! Сказки будете
рассказывать, мозги пудрить?! А кто технологический прорыв будет
делать? Литераторы-неумехи? А вот физику уже 20 лет насилуют в школе
все кому не лень! Её теперь преподавать просто невозможно. Потому
что некому. Тупорылым "глядетелям" ТНТ-канала (фу, мерзость-то
какая!!!) даже азы физики абсолютно недоступны. К сведению: я
преподаватель физики и математики. В школе любимыми предметами были
физкультура, русский язык, английский язык, история, география,
литература. Школу окончил с золотой медалью в 1978 году.
2008-03-20 22:41 Алькофрибас Назье
А
вот что касается НАЦПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЕ. Почитайте правду из глухой
провинции, господа москвичи. «Кипит наш разум возмущённый!» Мы
живём в Ростовской области в маленьком богом забытом бывшем
шахтёрском городке Новошахтинске. Бывшем шахтёрском, потому что все
8 шахт в нашем городке закрыты. Основная часть населения нашего
города живёт с чувством отчаяния и безысходности. Но вот в прошлом
году забрезжил лучик надежды – Национальные проекты. Сколько было
радости и чувства благодарности государственной власти, когда одна
из школ нашего городка стала победителем Национального проекта
«Образование»! Это – МОУ «СОШ №28». Всё бы хорошо… Но сразу же
после прошедших выборов президента в школе начался форменный кошмар!
Школу буквально наводнили представители местного УБЭПа, как они
представляются. Эти беспардонные люди врываются в здание школы,
фотографируют расписание уроков, изымают школьные журналы, журналы
кружковой и факультативной работы, запирают всех учителей школы в
учительской, выводят их по очереди под конвоем в кабинет директора и
допрашивают неизвестно о чём, как каких-то матёрых преступников! И
всё это на глазах учеников школы! Безвинных женщин держат взаперти
до самого вечера. А обвинение выдвигается самое абсурдное, какое
только можно придумать. В вину учительницам ставится то, что они
учились на курсах повышения квалификации, которые проводились
лекторами областного института повышения квалификации из
Ростова-на-Дону. Уже несколько раз эти представители органов
внутренних дел заставляли всех учителей, принимавших участие в
работе курсов повышения квалификации, приезжать за свои деньги в
городской отдел УВД и на допросах там доказывать, что «они не
верблюды». Соответственно весь учебный процесс в школе полетел вверх
тормашками. Весь педагогический состав буквально затерроризирован
теми, кто должен защищать их от террористов. Все учительницы (а в
школе работают только женщины) уже не могут совладать со своими
нервами – их теперь расшатывают не только хулиганы, а и те, кто с
этими хулиганами должен бороться! Многие лучшие учителя школы готовы
принять решение об уходе не только из школы, но и вообще из сферы
образования! Самой беззащитной сферы, над работниками которой
безнаказанно издеваются все, кому не лень. Самые лучшие учителя
уйдут, ведь грамотные, высококвалифицированные и дисциплинированные
работники сейчас буквально нарасхват во всех других сферах
экономики. Останутся – не самые лучшие, те, кому некуда уйти. Этого
добиваются представители так называемого УБЭПа??? То, чем они
занимаются, называется ДИСКРЕДИТАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА и его Нацпроектов в
глазах населения. Эти действия называются САБОТАЖ НА МЕСТАХ всех
благих начинаний Президента Медведева. Так, и только так, мы,
родители учеников МОУ «СОШ №28» г. Новошахтинска Ростовской области
воспринимаем действия милиционеров в школе! От этих грубых,
беспардонных шагов милиционеров страдают в первую очередь ДЕТИ!!!
Какой урок они получают? Урок того, что их любимые учительницы,
оказывается, матёрые уголовницы?! Нет пределов нашего возмущения
издевательствам УБЭПа (без санкции прокурора на обыск) над учителями
наших детей! Кто сможет оградить наших детей и учителей лучшей
школы города от абсурдных обвинений и изощрённых издевательств? Глас
вопиющего в пустыне??? Или – появится, наконец, справедливость в
России? Это написали мы, большая группа возмущённых родителей
учащихся МОУ «СОШ №28» г. Новошахтинска Ростовской
области.
2008-03-21 10:53
Болек- Алькофрибас Назье
Я
че-то ничего не понял по этому письму... Обвинение в том, что
посещали курсы повышения квалификации? Это разве преступление, а не
обязанность всех преподавателей (да и вообще всех специалистов)?
Что-то в письме недоговорено, по-моему... И вообще, в чем смысл-то
действий УБЭПа? Какова цель? Все делается, когда это кому-то надо. А
кому надо просто так докапываться до учителей? Речь о чем? О
каком-то нецеленаправленном расходовании бюджетных средств, или что?
В письме об этом умалчивается, расчет на одни эмоции. "Должны
доказывать, что "они не верблюды..."" А конкретно можно? Их что,
обвинили в том, что они "верблюды"? Поэтому письмо в данном виде
- просто ни о чем. Так, всплеск эмоций...
2008-03-21 22:09 Валентина
Алькофрибас
Назье: "Литература??? На фиг она нужна по сравнению с физикой!!!"
Тут Вы неправы, друг мой, литература развивает способность
человека размышлять и выражать свои мысли. Это основа всех основ и в
физике, кстати, тоже не помешает. А без этого умения человек просто
неполноценен. Алькофрибас Назье: "В вину учительницам ставится
то, что они учились на курсах повышения квалификации, которые
проводились лекторами областного института повышения квалификации из
Ростова-на-Дону". Что-то непонятно, в чем их, учительниц,
обвиняют. В том, что повышают свою квалификацию? Бред
какой-то! P.S. Кстати, сегодня сам "герой нашего времени"
Фурсенко выступал в Думе. Доволен собой и результатами своей
деятельности. Имеющиеся недостатки списывает на "проклятое наследие"
90-х годов, а сейчас, мол, мы выбираемся оттуда. А между тем в 2007
году впервые ни один из наших университетов (в том числе и МГУ) не
внесли в рейтинги лучших в мире, даже ни на 100-м, ни на 200-м
месте. Вообще! В 2006 году МГУ и ЛенГУ там были на каких-то местах -
вроде 86-го и 125-го. Прогресс по-фурсенковски!
2008-03-22 11:11 чиж
Родителям
МОУ СОШ-28 Вы сами как дети.Мой Вам совет наишите заявления в
городскую,областную и Генеральную прокуратуры.Соберите 10-12
тысяч рублей заключите соглашение с порядочным и компетентным
адвокатом \таких мало,но есть\ и он он этот ментовкой беспредел
размажет по стенке за 7-10 дней.Эти люди даже не следователи , это
оперативники.Как юристы они -пустышки. Я эту кухню знаю.
2008-03-22 21:01 Молний
По
вопросу об образовании авторы из гостевой книги оказались
единодушны. В комментариях к другим статьям такого нет...
2008-03-24 22:04 Валера Д
Статья
неплохая, на злободневную тему. Вопрос доступного качественного
образования детей и внуков касается сейчас подавляющего большинства
наших граждан. Однако, автор делает ошибку, рассматривая историю
развития образования в СССР и в постсоветский период. В статье
говорится: «Все это когда-то было в СССР. И начало деградировать
вместе со страной в эпоху «застоя», и стремительно гниет и
распадается в постсоветскую эпоху», т.е. как бы само по себе
деградировало и само по себе гниет и распадается. Нет, советская
«школа знаний» была целенаправленно разрушена. Цель этого
направленного разрушения в том, что «школа знаний» препятствует
применению оргоружия, мешает манипулировать сознанием масс. Об этом
подробно говорится в книге С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием».
Конечно, были и другие причины. Одной из таких причин снижения
престижа знаний в последние лет10-15 советской власти было то, что
знания перестали быть основным фактором социального роста, а на
первое место вышли блат и партийная принадлежность. А в конечном
итоге все это делалось для того, чтобы заставить Советский Союз или,
после его развала, Россию принять у себя социально-экономическую
систему, построенную на ссудном проценте, создать систему
негосударственного кредитования. В связи с указанной ошибкой
определения истоков явления, делается недостаточно полный вывод о
выходе из создавшегося положения. Да, действительно, как говорит
автор: «Нужно в корне менять социальный климат», но, во первых, его
изменение возможно только при независимости рубля от доллара, во
вторых, для изменения «климата» необходимо признать на
государственном уровне, что смысл ссудного процента – получение не
заработанных благ, что противоречит русскому понятию справедливости
«распределение по реальному труду».
Незабываемая Италия, горящие путевки и туры в
Рим, Венецию, Бергамо и
Верону.