Наука и техника | Флот | Рекордсмены «золотой эры»
Бесспорно, начало 50 — конец 80-х годов прошлого века —
«золотая эра» отечественного подводного кораблестроения. Тогда
советские конструкторские бюро и верфи не только вышли на мировой
уровень в этой области, но и по многим направлениям — на
лидирующие позиции, причем до сего дня некоторые из этих позиций
остаются недосягаемыми. Напомним о некоторых рекордсменах той
поры.
Самая массовая постройки мирного времени. В конце 40-х
годов ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») разработало техническую
документацию средней подводной лодки проекта 613 (Whiskey —
по классификации НАТО). В ней был воплощен передовой мировой опыт
подводного кораблестроения, накопленный за годы Второй мировой
войны. Глубина погружения лодки достигала 200 метров, скорость
полного подводного хода — 13,1 узла. Вооружение состояло из 12
торпед или 24 мин. Субмарины оснащались самым современным для того
времени электронным снаряжением. Они строились в 50-е годы рекордной
для мирного времени серией в 215 единиц сразу на четырех заводах.
Еще около 20 лодок были построены в Китайской Народной Республике по
советской технической документации и с получением комплектующего
оборудования из СССР.
Подводная лодка проекта 613
С целью адаптации технической документации по подводной лодке
проекта 613 к технологическим возможностям конкретных
судостроительных предприятий, а также для разработки проектов
модернизации субмарин этого типа в Горьком (ныне Нижний Новгород)
было образовано Специальное конструкторское бюро 112 (позже ЦКБ-112,
затем СКБ «Судопроект», а сейчас ЦКБ «Лазурит»), которое довольно
быстро превратилось в самостоятельную конструкторскую фирму.
Лодки проекта 613 стали «рабочими лошадками» советского
подводного флота: действовали не только в прибрежных морях, но и
выходили в Мировой океан. Они находились в строю более четверти века
и впервые широко экспортировались Советским Союзом — 39 лодок
были поставлены ВМС Албании, Болгарии, Египта, Индонезии, КНДР,
Польши и Сирии.
Первая с баллистическими ракетами. В 1955 году по проекту
В611 «Волна», разработанному ЦКБ-16 (с 1974 года в составе СПМБМ
«Малахит»), была создана первая в мире подводная лодка, получившая
на вооружение баллистические ракеты. 16 сентября 1955 года в Белом
море с борта подводной лодки Б-67 стартовала баллистическая ракета
Р-11ФМ, которая поразила боевое поле на полигоне. В 1957-1958 годах
5 подводных лодок проекта 611 были переоборудованы по проекту АВ611
(Zulu V — по классификации НАТО) и стали первыми в мире
серийными подводными лодками с баллистическими ракетами. Две ракеты
Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри
прочного корпуса и ограждения рубки. Пуск производился из надводного
положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты.
ПЛ Б-67 — первая в мире, получившая на
вооружение баллистические ракеты
Первая серийная с единым двигателем. В начале 50-х годов в
ЦКБ-18 был создан проект малой подводной лодки 615 (Quebec — по
классификации НАТО) нормальным водоизмещением 406 т с единым
двигателем — дизелем замкнутого цикла, который позволил
значительно увеличить подводную дальность плавания и скорость
подводного хода. Вслед за головной лодкой по откорректированному
проекту А615 были построены 29 серийных субмарин этого типа. Вплоть
до середины 90-х прошлого века подводные лодки проекта 615 были
единственными в мире серийными субмаринами с воздухонезависимыми
энергетическими установками и по-прежнему остаются единственными
серийными неатомными лодками с едиными двигателями, то есть
одинаково годящимися для надводного и подводного хода.
ПЛ проекта 615с единым двигателем
Самая массовая экспортная. Нередко можно встретить
утверждение, что самые «экспортнопопулярные» лодки в мире —
германские субмарины типа 209 разных модификаций (около 60 единиц),
которые строились и продолжают строиться на немецких верфях и
предприятиях других стран (в Индии, Бразилии, Турции и Южной Корее).
Однако это неверно, поскольку первенство в этой области принадлежит
советской средней подводной лодке проекта 633 (Romeo — по
классификации НАТО) разработки ЦКБ-112. Субмарины этого типа
создавались на рубеже 60-х годов для замены в советском ВМФ лодок
проекта 613. Первоначально планировалась невиданная для мирного
времени серия в 560 единиц. Однако с началом массового строительства
в СССР атомных подводных лодок количество кораблей в серии
уменьшилось до 20. Большая часть из них была поставлена за рубеж:
Алжиру, Болгарии, Египту и Сирии. Кроме того Китайской Народной
Республике была передана проектно-техническая и технологическая
документация по лодке проекта 633. Там было построено 84 субмарины,
получившей обозначение тип 033. Для ВМС Египта в Китае были
построены 4 лодки, а для ВМС КНДР — семь. В свою очередь в
Корейской Народно-Демократической Республике с помощью КНР в
1976 — 1995 годах были построены 16 субмарин типа 033. Другими
словами, в общей сложности мировой рынок востребовал более 120
подводных лодок проекта 633. К ним можно добавить еще 20 типа Ming
(тип 035) — дальнейшее развитие проекта 633. Эти субмарины
строились в 70-90-е годы в КНР для ВМС Народно-освободительной армии
Китая.
ПЛ проекта 633 ВМС КНР
Самая массовая стратегическая. В середине 60-х годов в
Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре началось строительство атомных
ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН)
проекта 667А (Yankee — по классификации НАТО) разработки
ЦКБ-18. Советский флот получил 34 такие субмарины, главным оружием
которых стали 16 баллистических ракет комплекса Д-5. Ввод их в строй
позволил СССР установить ядерный паритет с Соединенными Штатами
Америки. Лодки этого типа — самые массовые среди подводных
ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом
для создания РПКСН проектов 667Б «Мурена» (18 единиц), 667БД
«Мурена-М» (4), 667БДР «Кальмар» (14) и 667БДРМ «Дельфин» (7).
РПКСН проекта 667А
Первая в мире титановая и самая скоростная. В 1958
году ЦКБ-16 приступило к созданию атомной подводной лодки проекта
661 (Papa — по классификации НАТО). В декабре 1963 года
субмарина К-162 была заложена на Северном машиностроительном
предприятии в Северодвинске, а спустили ее на воду в декабре 1968
года. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств: это
была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная
противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» — первым в
мире с подводным стартом. Проектирование и строительство К-162
сопровождалось выполнением большого объема научных и
опытно-конструкторских работ. Лодка проекта 661 — самая
скоростная в мире. На испытаниях показала скорость полного
подводного хода 42 узла, а во время эксплуатации она достигла 44,7
узла. До сих пор этот рекорд никем не побит.
К-162 самая скоростная подводная лодка в
мире
Баллистическими — по надводным кораблям. В 1968 году
ЦПБ «Волна» (бывшее ЦКБ-16) приступило к выполнению технического
проекта переоборудования дизель-электрической подводной лодки
проекта 629 (Golf — по классификации НАТО) по проекту 605 под
ракетный комплекс Д-5 с баллистическими ракетами Р-27К, имеющими
систему самонаведения на конечном участке траектории для поражения
движущихся надводных кораблей. Создание такой ракеты потребовало
много времени. В 1970 году на заводе «Звездочка» в Северодвинске
началось переоборудование подводной лодки К-102 под новый комплекс.
В ее корпус был врезан дополнительный отсек с четырьмя шахтами для
ракет Р-27К. Потребовалась также перекомпоновка ряда отсеков, где
разместились системы навигации и управления стрельбой, а также
оборудование связи для получения целеуказания и ЭВМ для обработки
информа¬ции. В 1972 году начались испытания уникального комплекса,
которые успешно завершились в 1975 году. Однако ракетами Р-27К
другие советские субмарины не вооружались. Поэтому К-102 так и
осталась единственной в мире, способной поражать надводные корабли
противника баллистическими ракетами на дистанции до 900 км.
К-102 единственная в мире подводная лодка, которая
могла стрелять баллистическими ракетами по надводным кораблям
Первый в мире комплексно-автоматизированный атомный подводный
истребитель. С 1959 года в СКБ-143 (с 1974 года в составе СПМБМ
«Малахит») начались работы по проектированию малой атомной
высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной
обороны, позже получившей обозначение «проект 705» (Alfa — по
классификации НАТО). К-64 — головная субмарина этого проекта
была сдана в опытную эксплуатацию ВМФ в 1970 году. Всего флот
получил 7 лодок этого типа, в том числе и по откорректированному
проекту 705К. Эти подводные истребители нормальным водоизмещением
2250 т имели корпуса из титанового сплава, реакторы с
жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода
более 40 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь
АПЛ проекта 661). Их вооружение включало 18 торпед и ракето-торпед.
За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность
экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию
командования ВМФ была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня
подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.
Подводный истребитель проекта 705
Уникальные спасательные. В середине 70-х годов на Северном
и Тихоокеанском флотах появились две подводные лодки специального
назначения БС-257 и БС-486, созданные по проекту 940 «Ленок»
(India — по классификации НАТО) разработки СКБ «Судопроект».
Эти уникальные корабли предназначались для поиска аварийных
подводных лодок и спасения их экипажей с глубин до 500 метров при
любых погодных условиях. Для этого они были оснащены специальным
водолазным оборудованием и двумя спасательными подводными аппаратами
проектов 1837, 1837К или 1839, которые размещались в специальных
гнездах позади ограждения выдвижных устройств. Эти субмарины
доказали свою высокую эффективность. В частности, в октябре 1981
года БС-486 обеспечила спасение экипажа ПЛ С-178, затонувшей в
проливе Босфор Восточный в результате столкновения с грузовым
судном. Ни один флот в мире, кроме советского, не располагал и не
располагает подобными спасательными лодками. В 90-х годах эти
уникальные субмарины были выведены из состава российского флота.
Спасательная подводная лодка проекта 940
Самая глубоководная. В 1983 году в состав Северного флота
вошла опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (Mike —
по классификации НАТО) разработки ЦКБ МТ «Рубин». Эта субмарина из
титанового сплава была уникальна не только тем, что могла
погружаться на более 1000 м, где оказывалась недосягаемой для
противолодочного оружия противника, но и тем, что могла сама на
большой глубине выстреливать свое оружие благодаря наличию торпедных
аппаратов специальной конструкции с силовыми установками
пневмогидравлического типа. АПЛ К-278, получившая название
«Комсомолец», успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет. К
сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла 7 апреля 1989 года
в Норвежском море вследствие пожара.
К-278 — самая глубоководная боевая АПЛ
Единственная полуатомная. Именно как полуатомную можно
классифицировать подводную лодку К-68, переоборудованную в 1985 году
на заводе «Красное Сормово» по проекту 651Э, созданному в ЦКБ
«Лазурит». На этой большой серийной дизель-электрической ракетной
подводной лодке проекта 651 (Juliett — по классификации НАТО)
был установлен дополнительный отсек-контейнер со вспомогательной
атомной установкой ВАУ-6. Благодаря ей дальность непрерывного
подводного хода К-68 экономической скоростью в 4 узла увеличилась
почти до 7000 миль и существенно повысились тактические возможности
корабля. Размещение на субмаринах вспомогательных атомных
установок — одно из перспективных направлений подводного
кораблестроения.
К-68 — единственная в мире полуатомная
ПЛ
Самая большая в мире. В декабре 1981 года в состав
Северного флота вошел тяжелый атомный ракетный подводный крейсер
стратегического назначения ТК-208 — самая большая в мире из
когда-либо построенных субмарин. Ее длина — 172 м, а
ширина — более 23 м. Подводное водоизмещение атомного Левиафана
достигает 48 000 т. Проект 941 «Акула» (Typhoon — по
классификации НАТО) тяжелого РПКСН разработан ЦКБ МТ «Рубин» под
твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету
РСМ-52, имеющую 10 боевых блоков мощностью по 100 кт каждый. АПЛ
проекта 941 вооружаются 20 такими ракетами. Шахты пусковых установок
находятся между двумя параллельными прочными корпусами. Несмотря
на свои циклопические размеры, АПЛ проекта 941 — относятся к
самым малошумным среди советских атомоходов. Всего было построено
6 лодок этого типа. Головная ТК-208, получившая в российском ВМФ
название «Дмитрий Донской», была переоборудована по проекту 941У и
сейчас используется как платформа для испытания новейшего ракетного
стратегического ракетного комплекса «Булава». Ожидается, что
оставшиеся в составе ВМФ «акулы» тоже будут перевооружены этим
комплексом.
Тяжелый РПКСН проекта 941
Источник: "Военный парад" январь-февраль
2006
|