«ВОТ ПРОЦЕНТЫ ЗА ВАШ КАПИТАЛ!»
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ И ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНЕКДОТА

А. С. АРХИПОВА, М. А. МЕЛЬНИЧЕНКО

……………………….

Вариант 6

Ленин умер… В рай его не пускают. Положение скверное — ни туда, ни сюда. Перед воротами рая к нему подходит веселый ярославец.
— Что Ильич? Что случилось?
— Да вот Карл Маркс как-то проскользнул туда, — показывая на ворота, говорит Ленин, — а меня не пускают.
— Ну, не горюй, мы это все устроим. Полезай-ка ко мне в мешок. Нечего делать, Ильич полез.
Около ворот ярославца пропустили беспрепятственно, но поинтересовались, что у него в мешке.
— А это Карл Маркс, значит, свое барахлишко забыл прихватить. Так я уж ему доставлю25.

Сначала мы предполагали, что ярославец — это Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман) — революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР; c 1922 г. — председатель «Центрального совета Союза воинствующих безбожников». Ему, например, принадлежит высказывание: «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка».

Более логичным кажется другое предположение, основанное на том, что персонаж хитрый/веселый ярославец отражает фольклорные представления о Ярославле как о городе хитрецов и обманщиков, в котором живут предприимчивые ярославцы, способные обмануть даже черта:

Предприимчивый китаец, имевший в России целую артель бродячих торговцев, китайских офеней, жаловался своим ломанным русским языком:
— Русская люди — хорошие люди есть. Везде обмануть можно. Коса дерет, кожа щиплет, сапоги смотрит, штаны смотрит, дает деньги, гнилой товар берет. Ярославль — один плохой город есть! Люди — хитрый, все равно приятель: рука дает, чай угощает, а потом за плохой товар фальшивый деньги дает! Машиники-люди в Ярославль-город!
Наблюдательный китаец самостоятельно дошел до давно известной формулы: еврей надул татарина, еврея — цыган, цыгана — армянин, армянина — грек, грека — чорт, чорта — ярославский торговец26.

Возможно, именно поэтому один из героев этого сюжета — Сталин — любил называть хитрым ярославцем генерала К. А. Мерецкова27.

А я это считаю неправильным, — говорит Молотов. — На мертвого валить, на Сталина, будто бы он это сказал? Во-первых, Мерецков — неточный человек, нельзя тут на него положиться. Сталин называл его «ярославец». Почему «ярославец»? В Ярославле, говорил он, такой оборотистый живет народ, что евреев там почти нет, там сами русские выполняют эти функции, и один из таких — Мерецков28.

Об этом вспоминает и сам генерал.

Во время официальных заседаний И. В. Сталин обращался ко мне, как правило, «товарищ Мерецков», реже — «Кирилл Афанасьевич». При неофициальных встречах он почему-то называл меня «ярославцем» или «хитрым ярославцем». Так, например, он называл меня с улыбкой, когда ему нравилось внесенное мной предложение по важному вопросу или, сердясь, когда я не соглашался с его мнением»29.

Эту особенность отмечают и другие полководцы.

Полководческий стиль К. А. Мерецкова, которого Сталин шутливо называл «мудрым Ярославцем30», на мой взгляд, отличали обстоятельность и предусмотрительность в хорошем понимании этих слов31.

Не исключено, что Сталин использовал не фольклорное клише, а переиначивал знаменитые слова Гоголя, которого, согласно исследованию М. Вайскопфа, Сталин любил и часто в разговорах цитировал32:

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? <...> И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным охвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик33.

© 1999-2008 RUTHENIA