Как уже сообщалось, с 5 по 7 марта в Москве проходил ХI
Всемирный русский народный Собор. Его главная тема была насущна и
чрезвычайно злободневна: «БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
РОССИИ».
Три дня напряжённой работы, сотни неравнодушных выступающих,
море идей, горьких наблюдений, интересных предложений — ничего этого в
эфир, конечно, не попадёт. Дали официозные репортажики по всем
телеканалам и — тишина. Эхо Х Собора было слышнее — там задели священную
корову — говорили не только о правах, но и ответственности человека, а
на этом — о бедственном положении миллионов соотечественников. Да кого
они волнуют.
ХI Собор был самым представительным, в нем приняло
участие 1910 граждан России из 70 регионов и гости из 16 стран. В
заключительный день работы было принято после жарких дискуссий и
уточнений Соборное Слово. Дай Бог, чтобы оно претворилось в
жизнь!
В храме Христа Спасителя, где и проходило торжественное
открытие нынешнего высокого собрания, тринадцать лет назад, в разгар
ельцинизма, были приняты на Архиерейском Соборе основы социальной
концепции РПЦ. В них была изложена позиция Русской православной церкви.
В частности, ещё в 1994-м, послерасстрельном году ясно говорилось:
«Продолжая на земле служение Христа, который отождествил Себя именно с
обездоленными, церковь всегда выступает в защиту безгласных и
бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению
продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый —
больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и
самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение
жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается
безусловным приоритетом при распределении материальных средств».
Сегодня этого, конечно, нет и в помине, более того, распределение
продуктов труда становится всё более несправедливым. Это на все лады
повторяли высшие иерархи церкви, политики, светские деятели. Как было
сказано с пафосом или с иронией в одном из телерепортажей: «Собор Христа
Спасителя, чёрные лимузины, пышные одеяния — здесь открывается Собор!»
А на каком фоне среди оттепели и слякоти марта работал Собор?
Буквально накануне его открытия министр Г. Греф официально и с
удовлетворением заявил по всем телеканалам, что разрыв между богатыми и
бедными значительно вырос (самое большое «достижение» этого
правительства!). По мнению социологов, децильный коэффициент (разница
между 10% наиболее богатых и 10% самых бедных) в Москве приблизился к
30.
Российский миллиардер Роман Абрамович в эти дни торговал дом
обанкротившегося турецкого бизнесмена Халиса Топрака. Недавно губернатор
Чукотки согласился приобрести лондонский особняк Топрака и заплатить за
него более чем 90 млн долларов. Теперь Абрамович присматривается к
стамбульскому особняку Топрака, известному в каталогах элитной
недвижимости как Дворец Льва. Этот особняк, возвышающийся над Босфором,
оценивается его владельцем в 150 млн долларов. Если Абрамович согласится
заплатить такую сумму, Дворец Льва займёт первое место в рейтинге жилых
зданий, проданных за рекордные суммы новым владельцам. Данная сумма в
240 млн долларов, или 6,3 млрд рублей, больше, чем требовали в одной из
передач «благодетели» из властных структур: мол, заложите в бюджет 5,5
млрд рублей на лекарства для инвалидов. Врезалась в память эта жалкая
цифра, которую, оказывается, не могут стабильно обеспечить на фоне
покупок Абрамовича.
Алексей Мордашов — глава «Северстали» занимает
четвёртое место в рейтинге самых богатых людей России. Акционерный
капитал череповецкого олигарха на 1 декабря 2006 года составил 11
миллиардов 70 миллионов долларов. Это почти на 6,5 миллиардов больше,
чем в прошлом году. Вот здорово сработал! При этом сама череповецкая
«Северсталь» рывка не сделала — напротив, в рейтинге крупнейших компаний
России за год упала с 16-го на 18-е место. Машиностроительная компания
«Северсталь-авто», которая фигурировала в числе участников затратного
проекта «Сочи олимпийский», находится ещё ниже — на 102-м месте. Так
вот, капитал Мардашова, по версии издательского дома «Коммерсантъ», за
год увеличился на 170 млрд рублей — почти на три полноценных
лекарственных программы для всей России!!! Вы вдумайтесь только:
эксперты утверждали, что в 2006 году на обеспечение лекарствами
льготников потребуется 60 млрд рублей, но Зурабов настоял на том, чтобы
выделили всего 29 млрд (в шесть раз меньше годового приварка Мордашова).
Преступная некомпетентность или циничное вредительство? Теперь премьер
Фрадков докладывает президенту об увольнении начальника какого-то
управления. Да, тут или высшая людоедская политика (заставить регионы
обеспечивать своих льготников лекарствами) или страшная предвыборная
технология на смертях (в пиковый момент найти «спасителя» мрущих без
лекарств людей и обеспечить голоса несчастных). Но и эта политика
геноцида имеет своё цифровое выражение, а сами цифры — вопиют!
Причём
это видит уже весь мир. Недавно Познер возмущался: почему это опрошенные
россияне не считают себя европейцами. А какими? Теми, что даже в Европе
омерзение вызывают своим мотовством и живоглотством? Британская газета
The Guardian сообщила о том, что владельцы отелей элитного австрийского
курорта Кицбюэль проголосовали за установление квоты на одновременное
число российских постояльцев — не более 10% от общего числа гостей.
Тревожную для российских любителей альпийской лыжни информацию изданию
сообщила Рената Даниер, которая в статье ошибочно называется главой
министерства туризма Австрии. По её словам, 16 из 20 хозяев четырёх- и
пятизвёздочных отелей Кицбюэля заключили между собой договор,
предусматривающий ограничения на приём россиян. «Русские известны своими
огромными денежными тратами: лыжи Gucci, лыжные костюмы Chanel,
автомобили Maybach, — сообщает издание. — В прошлом году Елена Батурина,
супруга московского мэра, как рассказывали, за один вечер заказала
несколько килограммов икры». Может, и преувеличили — дико ведь из России
приезжать в Австрию, чтобы икру килограммами уплетать, но было,
наверное, нечто в заказе, шокировавшее иностранных туристов и
журналистов. Мэр Лужков прислал на открытие Собора своего заместителя
зачитать дежурное и правильное послание.
Откровенно разочаровало
выступление министра культуры А.С.Соколова, который сыпал общими цифрами
из хорошо известных статей академика Дмитрия Львова, сидящего в зале, но
не коснулся самой концепции спасения национальной культуры. Да, цифры
впечатляли: работники бюджетной сферы будут по среднесрочному бюджету
получать уже в два раза меньше, чем средняя зарплата по стране. Но
почему это происходит, член правительства не объяснил. Более того, он
стал гнуть хорошо знакомую линию: мол, от советской системы нам
досталось в наследство финансирование по остаточному принципу. Что за
слепота? Ведь на культуру в Советском Союзе выделялось 3% тогдашнего
полновесного бюджета, а по нынешнему хилому — сколько, господин министр?
Около 1% с тенденцией снижения и этого показателя! Причём деньги, о чем
вы сами говорили в пылу борьбы с Михаилом Швыдким, разворовываются
чиновниками, а в прежние времена целевое расходование средств строго
контролировалось. Ввели безумный тендер в области культуры и
книгоиздания, словно специально для взяток и «откатов» чиновникам. Ну,
как можно проводить тендер на спектакль, авторскую книгу, уникальный
творческий проект? Этот бред только в голове необразованных и не
понимающих жизни министров может родиться. Но вы-то осознаете всю
губительность и абсурдность такой «рыночной конкуренции»! Почему не
говорите с высокой трибуны? Почему именно в день вашей речи, 5 марта, не
подчиняющийся вам де-факто Швыдкой дал огромное интервью о своём видении
российской культуры, о лично продавливаемых принципах и программах?
Значит, министр — для представительства, а руководители федеральных
агентств рулят, как хотят? Ни слова о плачевном результате такой
административной реформы не прозвучало!
Вот потому-то, наверное, и не
выдержал русский человек с Украины — вице-премьер Н.Я.Азаров, — который
зачитал официальное приветствие президента Украины, а потом добавил от
себя ни перед кем не заискивая: «Единственная форма перераспределения
богатства — налоговая система. Одними проповедями, обращенными к
богатым, проблемы не решить. Государство должно сказать: хочешь купаться
в богатстве — плати!» Раздался взрыв аплодисментов, будто Азаров бог
весть какую истину открыл: он ведь повторил азы экономики развитых
стран. Несколько раз, заканчивая свои «Времена», Владимир Познер, с
годами всё более пришепётывая, уговаривает нас: «Нет никакого особого
русского пути! Россия должна стать такой же европейской страной!» Но
стоило лишь в заболтанной программе по пенсионным проблемам заикнуться о
прогрессивной шкале налогов, как он с яростью оборвал Ивана Мельникова:
«Это популизм!» Ничего себе! Разве он не знает, как обстоят дела в той
же любимой им Франции? Спикер парламента Грызлов огрызнулся на
журналиста, задавшего вопрос о дифференциации налогов: «Мы обещали не
трогать плоскую шкалу налогообложения до 2013 года!» Кто мы и кому
обещали? Как можно продолжать избирать подобный парламент, который идет
вразрез с мировым опытом и здравым смыслом? Реформаторы твердят: «Пусть
хоть 13% заплатят, а больше вообще не соберешь». Ничего себе, у нас
министры обороны из налоговиков выходят, а они, оказывается, такие
пентюхи. Хорошо, снова обратимся к Франции, любимой Познером и
Хакамадой: там есть прямой налог на богатство, которое не скроешь. Его
начинают платить с недвижимости и покупок свыше 700 тыс. евро.
Введи такой налог — и все обладатели роскошных особняков не только по
Рублёвке, но и вокруг других российских городов с разваливающейся
инфраструктурой начнут платить в казну, перераспределять богатство без
всяких благих призывов. Но ни исполнительная власть, ни законодательная
этого делать не собираются, идут своим варварским путем. Тут и Познер, и
Ясин почему-то помалкивают.
Все участники заседания Собора получили
специальный номер журнала «Форум», где была опубликована статья писателя
Александра Ольшанского «Великая бюрократическая революция» — о тех «кто
вынуждает президента принять закон о трёхлетнем сроке давности по
приватизационным делам. Этот срок, к примеру, во Франции равен 50 годам.
В сознании же людей нет и никогда не будет никакого срока давности
неправедной «прихватизации» — эту кость Чубайс навсегда вогнал в душу и
народную память. Выход — в санации собственности, то есть в очищении.
Необходимо подвести справедливые итоги приватизации, наворованное
отобрать, а заработанное трудом и талантом защитить на века.
На это
тут же любой хапуга, чиновник, телеведущий с интонацией Шарикова
восклицает: «Опять отобрать и поделить?» Да вы прочитайте хот раз текст
Булгакова и поймёте, что ничего Шариков не собирался делить — это его
демагогия и скрытая жажда: только себе! Далее Ольшанский пишет:
«Федеральные власти с циничной откровенностью сделали ставку на подкуп
высшего и среднего звена бюрократии. Льготы одного депутата
Государственной думы равняются сумме льгот 11 Героев Советского Союза
или России. Увеличены во много раз оклады министрам. Работникам
администрации президента оклад увеличили вроде бы на треть, но премии —
опять же во много раз. Чиновники вправе пользоваться бесплатными
спецполиклиниками, путевками в санатории, получать (наравне с
туберкулезниками?) вне очереди бесплатные квартиры. У бюрократии свое
пенсионное законодательство, позволяющее получать примерно две трети от
зарплаты и премий. В реальном исчислении эти пенсии порой достигают
многих десятков тысяч рублей. Да пусть получают хоть сотнями тысяч, но
как можно позволять такое, когда…» Далее — читай материалы Собора,
выступления нашей газеты да и всю другую прессу — факты и цифры
страшные.
Но в это время на высокую трибуну выходит госпожа Слизка,
зачитывает приветствие от спикера Грызлова и начинает вести возвышенные
рассуждения о вековой несправедливости, цитирует Иоанна Златоуста. Ведь
это надо уметь — спокойно представительствовать на форуме с кричащим
названием «Богатство и бедность» той, у кого украли драгоценностей на
сумму, не сопоставимую даже со стремительно растущими доходами
депутатов. И конечно, в речи мадам ни слова о реальных путях преодоления
царящей несправедливости.
На пресс-конференции журналистами был
прямо задан вопрос высокому президиуму об отношении к опубликованному
письму Диомида, епископа Анадырского и Чукотского. На неудобный вопрос
ответил сам Святейший Патриарх, сообщив, что это не письмо, а
предисловие к какой-то книге, а подхвачено сие выступление было, мол,
теми, кто противится воссоединению зарубежной церкви с Московским
патриархатом. Нам, мирянам, не пристало обсуждать, а тем более осуждать
внутрицерковные отношения, но в кулуарах было понятно, что сильнее-то
всего в сердцах православных отозвались следующие пункты послания (или
вступления):
«Второе. Развитие духовного соглашательства
(неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую
богоборческой власти в ущерб богодарованной свободе. Это противоречит
учению апостола Павла: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам
Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1). Именно это
является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме,
одобрения ими глобализации, а в дальнейшем и к подчинению церковной
организации единому мировому лидеру.
Третье. Молчаливое согласие
вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к
распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным
последствиям».
По этим болезненным пунктам обсуждения не состоялось.
Более того, когда взволнованный корреспондент либеральной газеты
спросил: «С трибуны прозвучало, что надо вводить новые налоги для
богатых. Будет ли Собор рекомендовать какие-то цифры?» На это митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл корректно ответил, что не дело
Собора — разрабатывать конкретные показатели и цифры, но, возможно, на
секциях, из уст специалистов они прозвучат. Может быть, они и
прозвучали, но я во второй день работы Собора принимал участие в работе
пленума Союза писателей, где рассматривался один из главных соборных
вопросов: «Русский народ, русская культура и русский язык — как факторы
единства российского общества и государства».
* * *
В упомянутой социальной концепции РПЦ заявлено: «Патриотизм
православного христианина должен быть действенным. Христианин призван
сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
Кто, как не писатели, понимают это острее других?
Пленум открыл
заместитель председателя Собора, председатель Союза писателей России
Валерий Ганичев, который напомнил, что год этот особенный — год русского
языка. «Еще 6 января президент Путин дал поручение правительству в
двухмесячный срок разработать программу и изыскать средства. Первый
вице-премьер 16 февраля повторил это поручение и обозначил двухнедельный
срок выполнения. Что в итоге? В проекте списка оргкомитета по проведению
года русского языка не оказалось ни одного писателя, нет в планах и
литературных мероприятий. А сколько всего предложил Союз писателей! «Мы
предлагаем выпустить 200-томную «Сибириаду» — рассказать о веках, людях
и делах бескрайней земли, которая становится малолюдной. Мы разработали
проект документальной кинопанорамы «Из века в век» — об истории и
духовной сути Государства Российского. И множество других конкретных дел
— от утверждении в правах буквы Ё до проведения в мае всероссийской
конференции «Великая Отечественная война и русский язык» на Прохоровском
поле с открытием памятника Русскому слову и третьей
русско-украинско-белорусской встречи. Где всё это в проекте мероприятий
года русского языка?
Эту тревожную ноту подхватил председатель
Международного сообщества писательских союзов Феликс Кузнецов: «Такие
государственные структуры, как Роскультура (руководитель М.Е. Швыдкой),
Роспечать (руководитель М.В. Сеславинский), последовательно игнорируют
факт существования писательских союзов, недооценивают их место и роль в
гражданском обществе. Год русского языка — это прежде всего праздник
отечественной словесности. Год русского языка без отечественной
литературы, вне литературы невозможен! Этот составленный наспех план
просто позорен! Нам необходимо принять обращение к президенту Путину,
чтобы унять чиновничество и сделать конкретные шаги в поддержку
творческих союзов: принять наконец-то закон о статусе творческого
работника и творческих союзов; в год русского языка увеличить
издательство классических произведений и достойных книг современников за
счёт тех финансовых ресурсов, которые уже выделяются; утвердить
положение о госзаказе, о создании комиссии по реализации госзаказа с
привлечением творческих работников, ведь мы видим, кому и как даются
бесконтрольно деньги, кто ездит на все форумы и книжные ярмарки.
Наконец, надо спасти мировые издательские бренды: «Художественную
литературу», «Детгиз», «Современник». Государство должно иметь в них
контрольный пакет акций, влиять на издательскую политику через
творческие союзы».
Председательствующий Валерий Ганичев предложил
проголосовать за принятие такого обращения и, оглядев лес рук «за»,
произнес: «Спасибо за болезненное единодушие!». Пожалуй точная оценка
всего Собора — полное и болезненное единодушие с мудрыми мыслями и
дельными предложениями, которые не находят продолжения в реальной жизни.
Секретарь Союза писателей Юрий Лошиц, выступавший первым, назвал своё
выступление «Год или эра русского языка?» Он со вздохом отметил: «Всегда
русский человек обращается то к царю, то к генсеку, то к президенту.
Казалось бы, мы говорим с президентом Путиным так похоже. Что же мешает
претворить сказанное в жизнь? Скажи он только: «Помоги мне, народ
православный!» — горы можно было бы свернуть».
А может, никто ничего
и не хочет сворачивать? Более реалистичным выглядело предложение Юрия
Лощица об издании «Писательской книги», в которую вошли бы мысли,
высказывания, стихи о русском языке от Ломоносова и Пушкина до
современных писателей — радетелей о судьбе слова. С гимном ему выступил
Владимир Личутин, который в своей образной речи «Слово бессловесных»
поднял глубинные пласты родной речи, но справедливо заметил: «Спасём
крестьянство, человека земли — никакую годовщину языка не надо
справлять!»
Эту мысль подхватил гость пленума — политик и философ,
автор книги « О русских и о России» Геннадий Зюганов, — который
напомнил, что на деревню из бюджета выделяется, как и на культуру, всего
1%, а раньше из того же огромного союзного бюджета — 19%. Геннадий
Андреевич обратился с призывом к писателям: «Вернитесь к теме
Белоруссии, славянского единства. Без этого у нас нет будущего! Ведь
Европа объединилась, немцы с французами, которые 500 лет воевали,
понимают, что без объединения нет конкурентоспособности!» Лидер
коммунистов пригласил писателей на мартовский пленум КПРФ с несколько
неожиданной повесткой «О русской культуре». «Обязательно будем, — живо
откликнулся Ганичев, — готовы сотрудничать с любой партией, которая
будет защищать русскую культуру и великое достояние — русскую
литературу. Но пока от других партий таких предложений нет».
Да, год
русского языка без отечественной литературы, вне литературы просто
невозможен. Так считает весь цивилизованный мир, кроме федеральных
агентств Швыдкого и Сеславинского. Но замечательный русский советский
поэт Ярослав Смеляков сказал как припечатал:
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай
посягали
На русскую суть языка.
Сегодня такое посягательство превращается порой в уродливую норму, в
открытое глумление, а то и публичное убийство в эфире, даже в
официальных документах. Но русский народ и прошедший Собор как его
чуткий орган, ещё раз доказывают справедливость слов поэта. Вслед за
болезненным единодушием приходит вера и готовность бороться за вековые
национальные ценности. Русская национальная идея — это отечественная
литература почти десяти веков от автора «Слова о законе и благодати»
митрополита Иллариона, выходца из Тмутараканского княжества, из русского
Крыма начала ХІ века до трагически ушедшего на рубеже ХХІ века
исторического романиста, неизменного участника первых Соборов Дмитрия
Балашова, у которого в предсмертном публицистическом труде «Слово о
Родине» первая глава состояла из одной лишь фразы: «Наша страна, Россия,
пропадает, и её надо спасать». Да, следует её постигнуть, соединить
прошлое с настоящим и помочь осилить распутицу!