Советские
программы лунных пилотируемых полетов |
||
Наименование |
Дата |
Цели и
результаты полета |
Космос-146 |
10.03.1967 |
Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль выведен на расчетную орбиту, а затем - на траекторию полета к Луне. Дальнейшее управление полетом и возвращение корабля не планировалось. |
Космос-154 |
08.04.1967 |
Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль успешно вышел на околоземную орбиту, но вследствие отказа разгонного блока не перешел на траекторию полета к Луне и сгорел в атмосфере через двое суток после запуска. |
- |
27.09.1967 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - попытка
облета Луны. При запуске отказал один из двигателей первой ступени
ракеты-носителя "Протон", и ракета упала в |
- |
22.11.1967 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - вторая
попытка облета Луны. Отказ ракеты-носителя "Протон" через четыре
секунды после запуска второй ступени. Система аварийного спасения заглушила
двигатели носителя и спасла спускаемый аппарат. Носитель упал в |
Зонд-4 |
02.03.1968 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Корабль
был выведен на эллиптическую орбиту с апогеем |
- |
22.04.1968 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". При выведении корабля на околоземную орбиту произошло ошибочное срабатывание системы аварийного спасения после 260 секунд полета. Спускаемый аппарат благополучно приземлился. |
- |
21.07.1968 |
Взрыв разгонного блока лунного корабля "Союз-7К-Л1" на стартовой площадке, повлекший гибель трех человек. |
Зонд-5 |
15.09.1968 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1".
Первое возвращение космического аппарата на Землю после облета Луны. 18 сентября корабль прошел над обратной
стороной Луны на расстоянии |
Зонд-6 |
10.11.1968 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". На борту
находилась аппаратура для регистрации космических лучей и микрометеоритов,
фотографическое оборудование и биологические объекты. 12 ноября была
выполнена коррекция траектории, и 14 ноября корабль прошел над обратной
стороной Луны на расстоянии |
- |
08.12.1968 |
Несостоявшийся пилотируемый облет Луны. |
- |
20.01.1969 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Авария носителя "Протон": отказ одного из двигателей второй ступени. Согласно одним источникам, корабль погиб вместе с носителем, по другим - система аварийного спасения сработала, и спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку в Монголии. |
(Н-1 № 1) |
21.02.1969 |
Первый испытательный пуск сверхтяжелой ракеты-носителя
Н-1, разработанной для доставки космонавта на Луну. Ракета заметно уступала
по проектной грузоподъемности американской ракете "Сатурн-5".
Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль
"Союз-7К-Л1А". Планировался полет корабля с выходом на лунную
орбиту и возвращением на Землю. Сразу после старта в газовую турбину
турбонасосного агрегата одного из двигателей попали мелкие металлические
частицы, которые вызвали сильную вибрацию и разрушение топливных
трубопроводов через 68 секунд после старта. В хвостовом отсеке возник пожар,
и ракета была взорвана по команде с Земли. Система аварийного спасения спасла
спускаемый аппарат лунного корабля. Остатки ракеты упали в |
(Н-1 № 2) |
03.07.1969 |
Второй испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Полезной
нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1С".
Планировался облет Луны с фотографированием лунной поверхности. За четверть секунды до отрыва от стартового стола в кислородный
насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет.
Насос разрушился, металлическими обломками перебило бортовую кабельную сеть и возник пожар. Это привело к серии взрывов других
двигателей и повреждению системы управления. Через 0.5 секунды после отрыва
от стартового стола система управления начала выключать ЖРД NN 7,8,19,20. На
9 секунде полета, когда ракета достигла высоты |
Зонд-7 |
08.08.1969 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" -
полностью успешный полет. Официальные цели полета - дальнейшее
исследование Луны и окололунного пространства, получение цветных фотографий
Луны и Земли с различных растояний, а также испытания
бортовых систем. 11 августа корабль прошел на расстоянии |
- |
28.11.1969 |
Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. Отказ первой ступени при запуске. Программа полета была выполнена через год (Космос-382). |
Зонд-8 |
20.10.1970 |
Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" -
последний испытательный полет. Официальные цели полета - дальнейшее
исследование Луны и окололунного пространства, а также испытания бортовых
систем. 24 октября корабль пролетел в |
Космос-379 |
24.11.1970 |
Первые испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Модуль совершил на орбите ряд маневров, имитирующих спуск к Луне и подъем с лунной поверхности, а также маневрирование, подобное проводимому при сближении и стыковке с основным кораблем. Испытания были успешными. Модуль сгорел в атмосфере 21 сентября 1983 года. |
Космос-382 |
02.12.1970 |
Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. На околоземной орбите выполнен ряд маневров, имитирующих разгон к Луне и выход на окололунную орбиту. |
Космос-398 |
26.02.1971 |
Испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Программа полета была аналогична программе полета "Космос-379". Официальная цель полета - исследование верхних слоев атмосферы и космического пространства. |
(Н-1 № 3) |
26.06.1971 |
Третий испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Ракета
подверглась существенным доработкам с учетом прошлых аварий. Полезной
нагрузкой служили макеты лунного корабля и лунной кабины. С момента отрыва от
стартового комплекса и до конца полета все 30 двигателей первой ступени
работали устойчиво. Однако из-за неучтенных газодинамических процессов
возникло вращение, с которым пыталась справиться система управления. Огневые
струи двигателей складывались в общий факел так, что вокруг продольной оси
ракеты создавался крутящий момент. Уже к восьмой секунде полета, на высоте
около |
Космос-434 |
12.08.1971 |
Последние испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Десять лет спустя "Космос-434" стал падать на Австралию - вскоре после "Скайлэба". Советский Союз заявил, что у жителей Австралии нет повода для беспокойства, т.к. данный аппарат - всего лишь экспериментальная лунная кабина: первое официальное признание о существовании советской пилотируемой лунной программы. |
(Н-1 № 4) |
23.11.1972 |
Четвертый и последний испытательный пуск ракеты-носителя
Н-1. Многие системы ракеты были доработаны. В частности, для улучшения
управляемости по крену на первой и второй ступенях вместо выхлопных рулевых
сопел были установлены рулевые ЖРД. Полезной нагрузкой был корабль
"Союз-7К-ЛОК" (лунный орбитальный корабль). До 107 секунды полет
проходил нормально. В этот момент, за 7 секунд до отделения первой ступени,
для уменьшения ускорения по программе должны были быть выключены шесть
центральных двигателей. Сразу после этого взорвался двигатель номер 4.
Практически сразу же стала разрушаться первая ступень. Ракета была подорвана
по команде с Земли до отделения и запуска второй ступени. Причины аварии до
конца не ясны. Главный конструктор Мишин винил двигателистов.
Конструктор двигателей Кузнецов утверждал, что двигатели тут ни при чем:
из-за резкого прекращения подачи топлива произошел гидравлический удар,
повлекший разрыв трубопровода и взрыв двигателя. Все сходились на том, что
полет мог бы закончиться успешно, если бы первая ступень была бы немедленно
выключена и отделена. Однако система управления не предусматривала подобного
отделения. |