В начале 1941 года делегация советских военных чиновников и конструкторов приехала в Германию. В ходе визита немцы продемонстрировали образцы своей лучшей на то время бронетехники. Советские специалисты увидели новейшие танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Однако члены делегации из СССР упрекнули немецких коллег в том, что те не показали представителям дружественного (на тот момент) государства свою современную технику, представив лишь устаревшие машины. Этот упрек озадачил немцев, которые не скрывали от русских ничего. Незадолго до этого в Германию приезжала американская делегация, которая пришла в восторг от этих новейших боевых машин. Если русские не восприняли немецкую технику всерьез, то чем же тогда вооружена Красная армия?
Эту очень известную, почти легендарную историю очень любят приводить в пример, когда говорят о превосходстве советской техники над немецкой в самом начале войны. Это превосходство даже стало некоей исторической аксиомой. Когда речь заходит о немецком блицкриге на Восточном фронте, всегда упоминают тот факт, что германская армия столкнулась с превосходящими по техническим характеристикам русскими танками. Самое интересное, что именно так оно и было. Причины поражений Красной армии летом 1941 года лежали не столько в области технического оснащения советских Вооруженных сил, которое находилось на достаточно высоком уровне, сколько в ошибках стратегического планирования.
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами благодаря своим выдающимся качествам и успешному их применению. Среди них - реактивные установки залпового огня "Катюша", "летающие танки" штурмовики Ил-2, а также самый известный танк Второй мировой - Т-34.
Как ни странно, о достоинствах и недостатках этой машины военные историки спорят на протяжении всех 60 послевоенных лет. Одни утверждают, что это было непревзойденное оружие, которому, по крайней мере, в самом начале войны, Германия ничего не могла противопоставить. Другие обвиняют советскую пропаганду в создании "мифа о супертанке", заявляя, что на самом деле Т-34 были свойственны значительные недостатки, а достоинства с лихвой компенсировались некачественной сборкой, неумелым применением и тактическим превосходством немецкого командования. За давностью лет найти четкие и однозначные аргументы в пользу той или иной позиции едва ли возможно. Однако есть один бесспорный факт, который опровергнуть никак нельзя - СССР победил в той войне, а основу бронетанковых сил Красной армии составляли именно "тридцатьчетверки". Этот аргумент ставит точку в любом споре - вот наши танки, а вот наша Победа.
Перед войной основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство БТ. Эти машины можно с трудом назвать достижением отечественной конструкторской мысли. Не из-за недостатков, а потому, что и тот и другой родились за рубежом - Т-26 являлся доработанной британской машиной Vickers 6 ton ("Викерс шеститонный"), а все БТ были "потомками" американского танка Кристи. Колесно-гусеничный танк, разработанный конструктором Уолтером Кристи, не был по достоинству оценен американским правительством, и его закупило правительство советское. Если "Виккерс" был просто удачным легким танком, который, кстати, с успехом копировали во многих странах, то Кристи сумел создать концептуально новую машину - быстроходный танк (БТ).
Отметим, что качества любого танка складываются из нескольких составляющих. Это броневая защищенность, вес, маневренность, скорость и огневая мощь. В танке Кристи, как и в советских машинах БТ, все остальные качества приносились в жертву одному - скорости. Легкий, с мощным авиационным бензиновым мотором, вооруженный 45-миллиметровой пушкой, он воплощал собой концепцию молниеносной войны, которую исповедовали не только немецкие, но и советские военные теоретики. БТ, по замыслу конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь и затем совершать глубокий рейд по тылам противника, уничтожая всю его тыловую инфраструктуру, перерезая железнодорожные ветки, уничтожая склады и аэродромы.
Однако перед Великой Отечественной войной советское командование поняло, что осуществить блицкриг силами только бронетехники невозможно - ее должна сопровождать пехота, которая по определению на сможет развить столь высокий темп наступления. При этом в задачу танков вошла поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. У таких танков скорость уже не являлась решающим качеством, а броневая защита должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Таким образом и родилась концепция среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы. Забегая вперед, отметим, что Т-34 действительно был идеальным танком именно по сбалансированности характеристик, которые определяют качество боевой машины.
Кстати, к 1941 году на вооружении Красной армии уже находился один средний танк - Т-28. Это была огромная, неповоротливая трехбашенная машина. По своему весу (27800 килограммов) он примерно соответствовал Т-34 (см. таблицу в конце статьи), но зато был гораздо больше (длиннее и, что самое главное, выше). Его длина лишала танк маневренности, которую определяет именно соотношение ширины к длине (принято считать, что идеальным соотношением является как раз соответствующий показатель Т-34, который составлял 1 х 1,5). Высота же для любого танка является одним из важнейших параметров – от нее зависит заметность машины на поле боя. Этот же бегемот - Т-28 - представлял собой идеальную мишень для врага - невысокая огневая мощь, слабое бронирование, большие размеры и слабая маневренность.
Этот танк продемонстрировал свое полное несоответствие тем задачам, которые ставились перед бронемашинами того времени (интересно, что концептуально Т-28 оказался близок к современной концепции "противопехотного танка"). К началу 40-х годов многобашенные динозавры (кроме Т-28 в СССР выпускался еще тяжелый пятибашенный Т-35) окончательно вымерли. Впрочем, отдельные Т-28 использовались под Ленинградом вплоть до 1944 года.
К этому времени в различных советских КБ уже были готовы проекты средних танков с более-менее близкими характеристиками. Дело в том, что во время гражданской войны в Испании, где на стороне республиканцев воевали БТ и Т-26, а с противоположной - немецкие Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.I, вполне проявились недостатки советских легких танков (равно как и немецких). Первой умерла концепция колесно-гусеничного движителя. Кроме того, выяснилось, что противопульная броня БТ оказалась недостаточно хорошей защитой, оружие - слишком маломощным, а бензиновый двигатель - пожароопасным. Этот опыт и определил параметры танка будущего - он должен был быть защищен противоснарядной броней, вооружен мощной пушкой, оснащен дизельным двигателем, и ему должны были быть свойственны, хотя бы отчасти, достоинства легких машин – скорость и маневренность.
Отметим, что на основе испанского опыта Наркомат обороны разработал технического задание, в котором были, как ни странно, заложены характеристики, близкие танкам серии БТ. Однако КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством конструктора Михаила Кошкина в инициативном порядке начало работы над танком А-32, который был намного ближе к будущей "тридцатьчетверке". В 1938 году комиссии НКО были представлены два проекта - колесно-гусеничной машины А-20 и чисто гусеничной - А-32.
В течение долгого времени комиссия рассматривала оба проекта, не в силах выбрать из них один. Конец этой истории положил Климентий Ворошилов, который дал добро на разработку нового танка на основе А-32. 19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца Т-34, вооруженного 76-миллиметровой пушкой и защищенного броней толщиной в 45 миллиметров.
В дальнейшем оба этих образца прошли государственные испытания на полигонах, в том числе и обстрел из 45-миллиметровых противотанковых пушек. Их даже отвезли в Карелию на место недавних боев Финской войны, где танки заставили преодолевать настоящие противотанковые препятствия. Т-34 благополучно справился со всеми заданиями, включая обстрел - ни один снаряд не смог пробить его броню. Постановление о производстве танка Т-34 Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли 5 июня 1940 года. До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков (после ее начала их производство возросло до невиданных размеров).
Итак, армия получила совершенное чудо-оружие. Мы столь подробно остановились на истории создания Т-34, чтобы было понятно, каким образом родилась сама концепция среднего танка времен Второй мировой войны. По мнению многих военных экспертов, именно средний танк, его качества и тактико-технические характеристики, определяли успех действий танковых соединений. Тяжелые машины (немецкий "Тигр", советский Ис-2, британский "Черчилль" или американский "Першинг") не оказывали решающего влияния на ход боевых действий. Будучи средством усиления, они лишь ненамного улучшали боевую мощь армий, основу которой составляли "рабочие лошадки" - средние танки, выносившие на своих корпусах всю тяжесть войны.
Каждая из противоборствующих стран (оговоримся - из основных танкостроительных государств) пришла к этой концепции своим путем. Германия последовательно создавала все более мощные и тяжелые машины, пока не построила знаменитую "четверку" - Pz.IV; СССР, как уже говорилось, всесторонне изучил свойства различных машин, отработав на практике технические требования к будущей "тридцатьчетверке"; США сначала создали уродливого монстра - трехэтажного "Генерала Ли", а затем в самые короткие сроки на его базе построили великолепного "Генерала Шермана"; Великобритания в течение всей войны с переменным успехом пыталась создать средний танк, но получилось это лишь к самому ее концу. В декабре 1944 года английские танкисты получили A34 Comet, достойный своих "одноклассников" (дело в том, что в Британии классификации танков на легкие, тяжелые и средние не существовало – машины делили на "пехотные" с толстой броней и "крейсерские", главным свойством которых была скорость).
Не вдаваясь в детали, отметим, что по своим характеристикам Т-34 был близок и к Pz.IV, и к "Шерману", и к британской "Комете", но было одно "но". Дело в том, что в течение всей войны средние танки прошли бесчисленное количество модернизаций (в конструкцию Т-34 в год вносилось более трех тысяч различных изменений). Это был непрерывный процесс - гонка танковых вооружений. Нововведения сразу же обкатывались, проверялись в боевых условиях, многие изменения производились в полевых условиях. И в этом процессе советские конструкторы шли на шаг впереди своих конкурентов (в первую очередь - немецких).
Действительно, в начале войны Т-34 обладал серьезным преимуществом по отношению к немецкой "четверке", не говоря уже о машинах с меньшими индексами. Он имел более толстую броню, листы которой были установлены под рациональными углами. Это заставляло снаряды немецких противотанковых пушек рикошетить. Пробить броню можно было, если танк, преодолевая какое-либо препятствие, подставлял пушке броню под прямым углом, либо стреляя в гусеницы и катки, чтобы лишить его возможности двигаться и маневрировать. Еще один вариант - использовать орудия большого калибра, такие как 88-миллиметровая зенитная пушка Flak-18 (36, 37, 41). В свою очередь, Pz.Kpfw.IV был вооружен короткоствольной 75-миллиметровой пушкой (примерно три дюйма - стандартный калибр для среднего танка), снаряд которой имел невысокую начальную скорость и не мог пробить броню "тридцатьчетверки".
Однако уже в 1942 году немцы сумели разработать для своего танка орудие с более длинным стволом, а также усилить броню, в том числе и с помощью навесных противокумулятивных экранов. В конце концов "четверка" не только сравнялась с "тридцатьчетверкой", но и превзошла ее по боевой мощи. Это, вместе с появлением в 1943 году немецких тяжелых танков "Тигр" и "Пантера" ("Пантера" по немецкой классификации была средним танком, так как в Германии танки классифицировали в зависимости от калибра орудия, а не веса), вынудило советских конструкторов заняться коренной модернизацией Т-34.
В начале 1944 года Красная армия получила серьезно модернизированный танк Т-34-85. Главным его отличием от предыдущих моделей стала 85-миллиметровая пушка (до этого Т-34 был вооружен различными типами 76-миллиметровых орудий), которая по своей мощности хоть и не дотягивала до немецкого 88-миллиметрового орудия "Тигра", но была мощнее пушки "Пантеры". Тут проявилось еще одно уникальное качество Т-34 - возможность модернизации.
В машину изначально был заложен огромный ресурс для внесения изменений. Если к 1944 году Pz.IV уже практически исчерпал все возможности для улучшения, то для Т-34 жизнь еще только начиналась. Танк получил более просторную башню, в которую смогли поместиться три человека (в экипаж к командиру и наводчику добавился заряжающий), мощную пушку, более толстую броню, а также много других конструкционных изменений. К тому моменту из-за потери районов с залежами стратегически важных природных ресурсов качество брони немецких танков ухудшилось настолько, что "тридцатьчетверка" смогла успешно расстреливать тяжелые танки на средних дистанциях. К слову сказать, когда на вооружении германской армии появились танки "Тигр II" (или "Королевские Тигры", как их еще называют), то во время первой же атаки советские танкисты на Ис-2 и Т-34, не зная, что за чудо техники им противостоит, спокойно расстреляли всю группу, частично уничтожив, частично захватив вражеские машины в качестве трофеев.
Еще один козырь Т-34 – его фантастическая надежность и ремонтопригодность. Конструкторы, отдавая себе отчет в том, кто будет делать этот танк и кто будет его эксплуатировать, не надеясь на идеальные условия производства и обслуживания, постарались спроектировать Т-34 так, чтобы его могли построить и починить максимально неквалифицированные рабочие. В нем не было особо сложных систем и механизмов, доступ ко всем жизненно важным узлам постарались сделать максимально удобным, чтобы любой агрегат легко было заменить в полевых условиях.
Лучшего подарка фронтовым механикам придумать было сложно. Говорят, что во время интенсивных боев на Курской дуге в некоторых советских бронетанковых подразделениях потери превышали сто процентов – подбитые машины проходили ремонт прямо на поле и опять возвращались в бой. Из западных машин таким же качеством обладал лишь американский "Шерман", который, правда, и ломался намного меньше. Зато немецкие машины были гораздо менее ремонтнопригодны – их необходимо было отправлять в более-менее благоустроенные мастерские после каждой поломки. Кроме того, надежностью "четверки" не блистали – по отзывам советских танкистов, которые исследовали немецкие машины, их ходовая часть и подвеска были недостаточно крепкими.
Наконец, относительно простая конструкция сделала возможным производить Т-34 в таких количествах, что когда Адольфу Гитлеру в конце 1942 года сообщили вполовину меньшую цифру месячного производства "тридцатьчетверок", он назвал разведчиков, добывших эти данные, провокаторами и врагами. В то время, еще до начала сталинградской операции, СССР в среднем выпускал более тысячи таких танков в месяц. Такими темпами строился только один танк - американский "Шерман". Производство "тридцатьчетверок" по годам распределялось примерно так:
Годы | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 |
Число построенных Т-34 | 115 | 2800 | 12553 | 15812 | 3500 |
Как и все средние танки Второй мировой войны, Т-34 дал "путевку в жизнь" целому семейству самоходно-артиллерийских установок. По негласной традиции советских конструкторов, самоходка, сделанная на базе танка, вооружалась орудием на порядок более мощным, чем ее "прародитель". Т-34, как уже сообщалось, был вооружен 76-миллиметровой пушкой. В 1943 году на его базе была построена САУ СУ-85, вооруженная, соответственно, 85-миллиметровым орудием. После появления Т-34-85 была разработана СУ-100 со стомиллиметровой пушкой, не оставлявшей шансов никаким немецким танкам на любых дистанциях. Точно такая же концепция сохранялась и в других классах бронетехники – сделанная на основе танка Т-70 (вооружение - 45-миллиметровая пушка) самоходка была вооружена 76-миллиметровым орудием, а на базе Ис-2 с его 122-миллметровой пушкой появилась САУ ИСУ-152.
Кроме того, конструкторы Т-34 предопределили, сами того не желая, появление еще одного знаменитого танка Второй мировой войны. Речь идет о немецком Pz.Kpfw.V, более известном как "Пантера". В 1941 году после встречи с "тридцатьчетверками" немецкие танкисты буквально потребовали от промышленности создать в кратчайшие сроки копию советской машины. Захваченные в исправном состоянии советские танки были направлены на немецкие полигоны, где танкостроители всесторонне их изучили. Поначалу, еще на стадии чертежей, они создали очень похожий на "тридцатьчетверку" танк. Будущая "Пантера" была настольно похожа на своего "родителя", что по этой причине ее так и не запустили в производство. Если бы это произошло, то стоило бы жизни многим немецким танкистам – их машины расстреляла бы собственная артиллерия, которая не смогла бы отличить их от русских танков.
Однако и в своем конечном варианте "Пантера" оказалась во многом похожа на Т-34. Броневые листы были установлены под рациональным углом, форма башни также напоминала первые модели "тридцатьчетверок". Но немцам не удалось воплотить основные качества Т-34 – его надежность и технологичность. "Пантера" получилась прекрасным тяжелым танком с мощной 75-миллиметровой пушкой и толстой броней. Однако, по мнению многих экспертов, гораздо полезнее для Германии в те годы были бы "четверки", которых можно было построить гораздо больше, чем дорогостоящих и конструкционно сложных Pz.V. К тому же, этот танк оказался болен большим количеством "детских болезней", большинство из которых удалось "вылечить" лишь к концу войны. Во время первого массового применения этих танков (в Курской битве) из 196 прибывших на фронт машин до поля боя доехало лишь 30. Остальные выбыли из строя из-за поломок. Всего в операции "Цитадель" безвозвратно было утеряно 127 "Пантер" (большинство просто не успели эвакуировать).
В Курской битве достоинства Т-34 проявились в полной мере. Несмотря на то, что соотношение потерь было явно не в пользу советских войск, не стоит забывать о том, что в этом крупнейшем танковом сражении с нашей стороны действовали в основном средние и легкие танки. Единственным тяжелым был британский "Черчилль", который представлял собой уже совершенно устаревшую машину. "Тридцатьчетверки" ухитрялись подбивать даже сверхзащищенные немецкие САУ "Фердинанд". Т-34 разбивали бронебойными снарядами подвеску самоходки, а некоторые наводчики-снайперы ухитрялись даже простреливать 88-миллиметровые орудия "Фердинанда". Во время Курской битвы советские танкисты также отработали приемы борьбы с тяжелыми "Тиграми". Дело в том, что этот танк обладал одним недостатком - невысокой скоростью поворота башни. В охоте на "Тигра" участвовали две "тридцатьчетверки" - одна из них отвлекала немецких танкистов, а вторая на большой скорости сближалась с танком и расстреливала его в упор в борт, где броня была тоньше.
Вооруженные силы СССР во время Великой отечественной войны получили действительно самый лучший танк. Простой, надежный, достаточно быстрый и маневренный для машины среднего класса, с неплохой пушкой, способной бороться даже с более сильным противником, ремонтопригодный, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации, наконец, дешевый. Т-34 стал идеальным танком для войны. Ни один из средних танков других стран не обладал подобным набором качеств.
Ближе всех к "тридцатьчетверке" в "рейтинге" находился американский "Шерман", однако у него был ряд серьезных недостатков, главный из которых – предел развития. К 1945 году этот танк при участии британских конструкторов достиг совершенства – модификации "Файрерфлай", вооруженной 76-миллиметровой пушкой с начальной скоростью снаряда более 900 метров в секунду. Большего из этой надежной и неприхотливой машины извлечь было нельзя, в то время как Т-34 дал возможность конструкторам кардинально улучшить его характеристики и установить пушку "тяжелого" калибра. К слову сказать, оба этих танка оказались настолько популярными, что продолжали служить еще долго после войны. И "Шерман", и Т-34 воевали в Корее и на Ближнем Востоке. Во время войны в Югославии сербы также использовали "тридцатьчетверки". В некоторых странах эти машины официально остаются на вооружении до сих пор.
Советский танк был похож на солдата, рядом с которым он воевал - солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны - долгие изнурительные марши по дорогам и бездорожью, лютую холодную зиму и жаркое раскаленное лето, солдата, способного выдерживать самые сильные удары врага, а потом наносить ему еще более страшные удары, отбрасывая километр за километрам на запад. Эти танки воевали на всех фронтах Великой отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону. Стальные лавины "тридцатьчетверок" в 1942 году захлопнули крышку сталинградского котла, в 43-м остановили немецкое наступление под Курском, хлынули, сметая немецкую оборону, в 44-м на польские равнины и, наконец, в 1945-м заполонили улицы Берлина. В те годы, когда сравнивать достоинства различных танков можно было наглядно, почему-то ни у кого не возникало сомнений в том, что этот танк - лучший в мире. И колонна "тридцатьчетверок" на улице немецкой столицы - лучшее тому подтверждение.
По материалам сайта "Стальная лавина" (redtanks.bos.ru)
ХАРАКТЕРИСТИКИ | Образца 1940 года | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 (Т-34-85) |
Масса в снаряженном состоянии (кг) | 26000 | 26500 | 28500 | 30900 | 32000 |
Экипаж | четыре | четыре | четыре | четыре | пять |
Длина вместе с пушкой (мм) | 5920 | 6680 | 6680 | 6750 | 8100 |
Ширина (мм) | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
Высота (мм) | 2410 | 2450 | 2450 | 2600 | 2720 |
Клиренс (мм) | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Удельное давление на грунт (кг/см)2) | 0,64 | 0,64 | 0,76 | 0,83 | 0,85 |
БРОНИРОВАНИЕ (толщина (мм) - угол наклона (град)) | |||||
Лоб корпуса | 45 - 30 | 45 - 30 | 47 - 30 | 47 - 30 | 47 - 30 |
Башня | 52 - 60 | 52 - 60 | 65 - 60, 70 | 70 - 60, 70 | 75, 90 - 70, 80 |
Борт | 45 - 45 | 45 - 50 | 47 - 50 | 60 - 45 | 60 - 50 |
Корма | 40,45 - 45 | 40,45 - 45, 48 | 47 - 45 | 47 - 45 | 47 - 45 |
Крыша | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Днище | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 |
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||||
Тип двигателя | В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | В-2-34, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя (лс) | 500 (при 1800 оборотах в минуту) | 500 (при 1800 оборотах в минуту) | 500 (при 1800 оборотах в минуту) | 500 (при 1800 оборотах в минуту) | 520 (при 2000 оборотах в минуту) |
Количество передач КПП | 4 вперед, 1 назад | 4 вперед, 1 назад | 5 вперед, 1 назад | 5 вперед, 1 назад | 5 вперед, 1 назад |
Емкость топливного бака (л) | 420 (140 в дополнительных баках) | 420 (140 в дополнительных баках) | 420 (140 в дополнительных баках) | 540 (180 в дополнительных баках) | 540 (180 в дополнительных баках) |
Расход топлива по шоссе (л/100 км) | 140 | 140 | 150 | 155 | 180 |
Скорость по шоссе (км/ч) | 54 | 54 | 55 | 55 | 55 |
Скорость по пересеченной местности (км/ч) | 38 | 38 | 38 | 38 | 40 |
Запас хода по шоссе (км) | 300-400 | 300-400 | 465 | 465 | 360 |
Запас хода по пересеченной местности (км) | 225 | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных |
ВООРУЖЕНИЕ | |||||
Пушка (калибр) | Л-11 образца 1940 года (76,2 миллиметра) | Л-11 образца 1940 года (76,2 миллиметра) | Ф-34 образца 1942 года (76,2 миллиметра) | Ф-34 образца 1942 года (76,2 миллиметра) | Д-5Т образца 1943 года, ЗИС-С53 образца 1944 года (85 миллиметров) |
Пулеметы | ДТ (7,62 миллиметра) - спаренный с пушкой и курсовой | ДТ (7,62 миллиметра) - спаренный с пушкой и курсовой | ДТ (7,62 миллиметра) - спаренный с пушкой и курсовой | ДТ (7,62 миллиметра) - спаренный с пушкой и курсовой | ДТ (7,62 миллиметра) - спаренный с пушкой и курсовой |
Боекомплект (снаряды - патроны) | 77 - 3906 | 77 - 3906 | 77 - 3906 | 100 - 3600 | 60 - 1920 |
|