Кризис стучится в
двери и окна русского народа. Он вываливается из почтовых ящиков
вместе с повестками о повышениях тарифов на свет, газ и горячую
воду. Огорошивает отцов семейств вестями о разорении фирм, об
остановках предприятий. Звенит в ушах сообщениями о неожиданных
сокращениях и увольнениях. Рябит в глазах от зловещего мелькания
цифр на ценниках в магазинах, что означает, по всей видимости,
"бешенство цен". Изношенная структура жизнеобеспечения страны
скрипит, стонет и грозит разрушиться. Денежный ручеек, дающий жизнь
городам и весям обобранной родины, иссякает, на глазах превращается
в неверную капель, вырождается в больничную диету, когда в "час по
чайной ложке". Недостаток средств приводит к тому, что еще вчера
замазанные пробоины государственного суденышка сегодня дают течь, а
вроде бы потушенные в трюмах пожары — разгораются по-новой.
И в этой ситуации единственным
окном, через которое не лезет в дома кризис, остаётся телевизор.
Там, пусть и поредевшие, но по-прежнему мощные когорты хохмачей
обливают народ тёплыми помоями своих сальностей и двусмысленных
шуток. В нем всё те же фильмы, прославляющие мощь Америки и её
крутых парней, которые нет-нет, да и "грохнут" в весёлом экранном
режиме очередного русского, "отягощенного злом".
В этом проклятом телевизоре,
полностью подконтрольном власти и всецело зависимом от государства,
вместо крупномасштабного идеологического и информационного проекта
под названием "Антикризис" — напротив, начинаются беспринципные
возня и шатания. Очередной подарок, приуроченный к кризису, дарит
нам Первый канал, спешащий вдохновить подрастающее поколение фильмом
"Воротилы", реинкарнацией пресловутой "Бригады". Трое парней
начинают свой путь с мелкой спекуляции во времена позднего СССР, а
заканчивают, надо думать, крупными аферами на залоговых аукционах.
Это и есть последовательно формируемый телевидением положительный
образ для молодого человека эпохи кризиса. Как раз впереди новый
передел собственности и влияния, экономический хаос, питательный
бульон для лихих людей… Как раз выходят на свободу зеки 90-х,
которые участвовали в основных разборках, и самое время "начать всё
сначала", пересмотреть итоги приватизации, растрясти маленько
продюсеров и сытых модераторов телевизионных рейтингов.
Стоит ли говорить, что дельцы,
воротилы и бандиты — в тяжелую годину не спасут страну и народ!
Потому что они "заточены" совершенно в другую сторону, действуют
только в свою пользу, потому что их идеал — деньги, а смыслы их
колеблются вместе с курсами мировых валют.
Очевидно, вскоре наши славные
рейтингом телеканалы, откликаясь на демографическую катастрофу в
России, выпустят телесериал "Шлюхи"…
С таким кино и телевидением,
которые подсовывают народу очередную свинью, страна обречена. В СССР
было создано великое кино — не только как подразделение большого
искусства, но как фабрика смыслов и идеалов. Эти идеалы кому-то
сейчас кажутся наивными, но они не были разрушительными, не были
бесплодными. Это были образы строительства, созидания, спасения.
И если большой художник
бросает в пасть стихийного божества своего искусства мораль,
ценности, жизни будущих людей, — это вряд ли можно оправдать, но
можно понять. Когда государственный канал продуцирует, идеологически
спонсирует новый циничный передел, впрыскивая в мозг русской
бесхозной молодежи, как кислоту, свои "старые песни о главном", что
происходит в период так называемого идеального мирового шторма, —
этого понять в принципе нельзя… С одной стороны, это нонсенс, но с
другой — неумолимо свидетельствует о том, что наши
власть—народ—интеллигенция находятся в непреходящем ступоре.
В великом романе Льва Толстого
князь Андрей Болконский на Бородинском поле не мог оторвать взгляда
от свистящего у его ног смертоносного ядра.
Так наше общество поражённо и
бездейственно глядит на крутящуюся пред его носом смерть.
Эрнст, ты не прав!
|