80-летие легендарного самолётика
ПО-2
Самолет У-2 был создан конструкторским бюро Н.Н.Поликарпова в 1927 году
под требования к самолету с двигателем М-11 для массового обучения
летчиков в минимальные сроки, разработанные Научно-технической комиссией
Управления ВВС РККА.
Первый вариант У-2, построенный в 1927 году,
был не то чтобы прост - а примитивен. Поскольку скорость требовалась малая
(по требованиям НТК УВВС - не свыше 120 км/час), был применен относительно
толстый (14 % САХ) профиль крыльев для получения большего коэффициента
подъемной силы. У-2 с толстым профилем крыльев представлял собой
одностоечный биплан. Крылья его (прямоугольной формы без каких бы то ни
было криволинейных очертаний) левые и правые, верхние и нижние были
взаимозаменяемы; рули (высоты и направления) и оба элерона - также
одинаковы и также взаимозаменяемы. Этот вариант самолета имел значение
разрушающей перегрузки, равное 17, что было превзойдено только в
относительно недавние времена с появлением самолета Су-26. Однако за счет
излишнего увлечения технологичностью самолет показал неудовлетворительные
скороподъемность (подъем на 1000 м за 11,5 мин; на 2000 м - за 29 мин) и
потолок (2760 м) и не мог быть принят в эксплуатацию.
С учетом
неудачного опыта постройки первого образца в том же 1927 году
конструкторское бюро Н.Н.Поликарпова спроектировало и построило второй - с
тем же мотором М-11 и под тем же названием.
Этот У-2 - У-2
классический, У-2, каким мы его знаем, каким он вошел в историю, - впервые
поднялся в воздух 7 января 1928 года (испытывал
М.М.Громов).
При испытаниях были отмечены исключительные
противоштопорные качества У-2: при потере скорости самолет опускал нос и
набирал скорость, в штопор не срывался, а будучи введен принудительно (для
чего требовалось большое усилие) - выходил из него немедленно, как только
рули ставились нейтрально.
У-2 некоторых серий не вводился в штопор
даже при принудительной постановке рулей на ввод. В учебных авиационных
организациях, имевших У-2 таких серий, для обучения курсантов штопору шли
на хитрость: регулировкой расчалок перекашивали коробку крыльев, чем
делали всё-таки возможным ввод такого самолёта в штопор. Понятно, что
штопор эти самолёты могли выполнять только в одну сторону.
У-2
строился серийно с 1930 до 1953 г., всего было построено 33 тысячи
экземпляров. Но и после прекращения выпуска самолета авиазаводами он
продолжал строиться в мастерских и на ремонтных базах Аэрофлота по крайней
мере до 1959 г.
До сего времени энтузиастами авиации собираются
реплики самолёта У-2.
В 1944 г., после смерти Н.Н.Поликарпова,
самолет получил в честь своего автора наименование По-2.
Основные
данные самолёта У-2 (По-2) Размах крыла, м 11,4 Длина, м
8,17 Площадь крыла, м2 33,15 Двигатель М-11, 100
л.с. Масса, кг: пустого 635 топлива
71 масла 10 экипаж 174 полная
890 Максимальная скорость у земли, км/час
150 Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/час
111 Посадочная скорость, км/час 65 Время набора высоты
1000 м, мин 5,6 Время набора высоты 2000 м, мин
13,0 Время набора высоты 3000 м, мин 23,0 Практический
потолок, м 3820 Продолжительность полёта, час
3,5 Дальность, км 400 Время виража, с
17 Разбег, м 70 Пробег, м 120
За время
широкой эксплуатации самолет У-2 (По-2) был выпущен, кроме учебного, и в
многочисленных вариантах для различных прмиенений. Это
сельскохозяйственные варианты (У-2АП - "АП" означало "аэропыл"),
санитарные варианты (С-1, С-2), пассажирский самолёт на два пассажирских
места (разные варианты У-2 с индексом Л - "лимузин"). Имелись поплавковые
варианты У-2.
Многочисленны были военные варианты У-2. Он
применялся в качестве штабного, связного (У-2ШС), лёгкого ночного
бомбардировщика (У-2ВС), ночного артиллерийского корректировщика и
разведчика (У-2 НАК).
Большой потенциал развития, заложенный в У-2,
позволил применять его в вариантах, в которых полётная масса его
существенно превышала таковую У-2 учебного (У-2ВС брал на борт до 350 кг
бомб, взлётный вес его достигал 1400 кг; санитарный вариант У-2
эксплуатировался во время Великой Отечественной войны в варианте
пятиместном, причём двух носилочных раненых перевозили в двух специально
для того устанавливаемых гондолах на крыльях).
Конструкция самолёта
У-2 - деревянная, из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой, узлы из мягкой
стали. Стойки коробки крыльев - первоначально дюралюминиевые трубы
каплевидного сечения, в дальнейшем - стальные круглые трубы с примотанными
лентой на клее деревянными обтекателями.
Фюзеляж - с фанерной
передней частью и расчалочной хвостовой. Верхняя грань хвостовой части
фюзеляжа для удобства осмотра закрыта съёмным гаргротом из 1-мм
фанеры.
Моторама на ранних сериях - в виде кольца, штампованного из
4-мм дюралюминия, стержни моторамы - стальные трубы с точёными вильчатыми
наконечниками. С 1931 г. заменена цельносварной из стальных труб по
образцу самолёта Ш-2.
Крылья - двухлонжеронные, профиль - ЦАГИ-541
с относительной толщиной 8,1%, с прямой нижней образующей. Лонжероны -
коробчатые, нервюры - с фанерной стенкой и рейками-полками без пазов,
прикреплёнными к фанере одним боком на клее и гвоздях. Клей использовался
только казеиновый.
Стабилизатор - двухлонжеронный, с изменяемым на
земле углом установки. Изменение угла установки стабилизатора
осуществлялось путём перестановки заднего вильчатого болта на гребёнке
лонжерона киля. Подкосы стабилизатора - стальные каплевилные трубы с
регулировкой длины. Все обода крыльев и оперения -
дюралюминиевые.
Шасси состоит из передних и задних подкосов, пары
ленточных расчалок и оси. Задние подкосы - амортизационные из
телескопических труб с траверсами, на которые намотан 13-мм резиновый шнур
(по 16 м на каждый подкос). Колёса - спицевые 700 х 120 мм, бестормозные
(на поздних сериях По-2 - 1950-х годов выпуска - тормоза стали
устанавливаться). Костыль - ясеневый, ориентирующийся и управляемый вместе
с рулём направления через витые пружины. Для эксплуатации самолёта зимой с
заснеженных ВПП вместо колёс могли устанавливаться лыжи: главные - 2200 х
334 мм, хвостовая - 500 х 204 мм.
Проводка управления - тросовая,
на прямых участках - проволочная.
Источник: Из интернета.
Иллюстрации:
Многочисленны были варианты
У-2. |